?

Log in

No account? Create an account

солнце
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 314
   Жесткое крепление – враг устойчивости.
   Принято думать, что умные взрослые установят некие правила для глупых детей, и те, соблюдая эти правила жизни, станут вполне сносными гражданами и не будут доставлять взрослым воспитательских хлопот. Это – не ошибка, это – сама глупость, результатом которой является множество ошибок.
   Ребенок – не маленький недоразвитый взрослый, он – другое существо и правила для себя и своего сообщества вырабатывает сам и совместно с сообществом. Только такие правила могут работать, а все навязанные извне он будет пытаться обходить.
   В случае угрозы безопасности взрослый на Тропе обязан был предупредить: "Опасно!", и ребенок, если верил взрослому, останавливался, думал, вступал в диалог. Он вполне понимает, что у взрослых больше опыта и что они реально могут уберечь от опасности. Но ты убережешь его только если он тебе верит. Приказать верить ты не можешь. Доверие складывается из множества компонентов твоего поведения, признаков эрудиции, подтвержденной много раз адекватности в оценке ситуаций и действий.
  В принятии стратегических решений, как правило, участвует взрослый, обладающий правом "вето", в том случае, если он один понимает ошибочность решения и тяжесть последствий. Такой человек не может быть ни самозванцем, ни назначенцем, его привлекает к пилотированию жизни сама группа, которая право "вето" ему и делегирует. Управлять миром в интересах мира и без применения силы – мечта каждой правящей домохозяйки. Осталось выбрать качество правления между тираном-самодуром и координатором. Координация предполагает добротное сотрудничество, учет самых разных мнений, диалоги и компромиссы, и всё это – с чувством меры. А когда ты обладаешь чувством меры – любой вопрос становится деликатным, иди и соответствуй. И никогда не бери в голову то, что можно принять близко к сердцу. "Повелитель мух", "Король Матиуш I" – это не приговоры, а предостережения. Невозможно создавать никакие структуры, не обеспечив сначала солидарность в ценностных ориентациях. И если хитрость будет в приоритетах, то все проиграли.

   Исключение для власти взрослого представляют собой только экстремальные ситуации. Переподчинение происходит моментально, всё выполняется без обсуждений и промедлений. При окончании действий в экстремальной ситуации, когда она исчерпана, всё возвращается на свои места.
   Возможность такой абсолютной власти оговаривается заранее и делегируется взрослому самими детьми. Следующим после такого события вечером взрослый отчитывается перед всеми за свои действия и приказы в экстремальной ситуации, ему задают вопросы и указывают на ошибки, много спрашивают.

   Исполнение мечты прохиндеев сделать из каждого ребенка Павлика Морозова с внешним управлением – невозможно. Ни один не является объектом для воздействия, они все – субъекты процесса.

(2016)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag


О, как было бы просто - "Павлик Морозов" и просто "мечта прохиндеев"...
У нас, Юр, если ты не заметил, уже оччччень давно готовят Павликов Матросовых, прикрывающих амбразуру своим папой, и далеко не прохиндеи. Мало того - у них это получается, увы...

Страхи перед взрослыми и поведение детей.

Моя мать (я единственный ребенок), запретила мне приближаться к электрическим розеткам, когда мне было 5 лет. Но она была очень напугана. Например, только в 18 лет я мог пойти в лагерь. Я знал, интуитивно, с раннего возраста, о ее чрезмерных страхах. Я просто остался один, чтобы вставить провод в вилку. Неприятность этого опыта была гораздо больше, чем страх моей матери. Нижняя линия? Дети будут следовать только совету взрослого, когда сами убеждаются в обоснованности критерия этого взрослого.