?

Log in

No account? Create an account

солнце
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 307
(надиктовано в телефонном разговоре 26.10.18)
   Иду на Базовый встречать приехавших новичков из детдома.
   - Здравствуйте, - говорю, - садитесь, отдохните, заодно познакомимся.
   Малыш лет десяти с улыбкой до ушей идет прямиком ко мне и спрашивает:
   - Это Вы будете меня усыновлять?
   - Всё бывает в этом мире, - уклончиво сообщаю я. И спрашиваю - А кто тебе сказал такую новость?
   - У нас все хотели поехать, - рассказывает малыш. - Все говорят, что здесь всех усыновляют.
   - А зовут тебя как? - выигрываю я время, чтобы сообразить что делать.
   - Вадик.
   - Хорошо, Вадик, давай поиграем сначала?
   - Давайте! - соглашается он сразу, не погасив улыбку.
   - Ты будешь сынок, - начинаю я.
   - А Вы - папка! - догадывается он, и мы ударяем по рукам в самом прямом смысле - ладонь в ладонь.
   - А мне можно вот... Вот тоже играть? - спрашивает девочка с конопушками.
   - Конечно, - говорю я. - Влад, возьмем сестричку?
   - Да-а! - восхищается Вадька и через минуту мы все играем в родственников. Нас много.

   Уфф. Так-то лучше. Они ранимые, падкие на всякие слухи и мифы. Маму бы нам найти. Пусть - игровую. Из взросляка тут на лагере одни мужики. Через два-три дня игра рассыплется сама собой, и мы станем настоящей роднёй, безо всяких объявлений и назначений.
   Тут полно есть кого усыновлять и удочерять - под каждым кустом сидят, но усыновителей и удочерителей, как всегда, не густо.
   Потом уже, тропяных по жизни, их усыновят, почти всех. Останется только Лидочка с конопушками, её никто не возьмет.
   Она ходила с нами в Туапсе за продуктами, а там на улице, на лотке платьице продавали красивое, как раз на неё. Я ей купил. Она радостная была, думала, что в красивом платьице её обязательно удочерят, хоть кто-нибудь. Я, говорит, знаю, что я некрасивая. Но я готовить хорошо умею и за малы́ми смотреть. А сережки, говорит, если надеть, то веснушек не видно. Я ей говорю - красота разная бывает. Посмотришь иногда, вся как куколка, а душа гнилая. А у тебя, говорю, душа красивая. И на лицо, говорю, ты симпатичная, но не каждый увидит. Да, соглашается она, не каждый. И вздыхает.
   Пацанам проще, они хотят быть сильными, смелыми и умными. Девчонкам труднее, они хотят быть красивыми. Я говорю: "Лида, давай к следующему лету о тебе в интернете расскажем, какая ты умница и умелица". Потихоньку улыбка одолевает ее, она мечтает. Знает, что Тропа слов на ветер не кинет.
   Это лето оказалось последним в кавказской развертке Тропы, шёл 2004 год, кольцо блокады вокруг нас окончательно замкнулось и мы больше никогда не увиделись с ребятами из этого детского дома. Сайт Тропы со страничками ребят скоро захватят чужие люди и превратят его в помойку. новое представительство Тропы появится в интернете только сейчас, к исходу десятых годов 21го века.
   Лидочка есть на видео. Посмотрите, какая она славная, похожая на добросовестную сельскую учительницу, а конопушки очень ей идут. Она красавица. Умная, добрая, работящая красавица. Вы обязательно её узнаете, другой Лидочки с конопушками на наших видеороликах нет.
   И серёжек у нее нету, вот ведь как случилось.

   Диффузные потери, интоксикации и травмы могут происходить не только когда группа существует внутри большого социума, но и в изоляте – при соприкосновении двух и более разных групп. Чтобы не было взаимных травм, обусловленных всякими разностями, и для сохранения суверенитета каждой группы, главным модератором таких контактов и их стилистом должна вступить в свои права Игра. Играть в самих себя и в других похожих увлекательно и, как правило, безопасно. Условная территория Игры, её шутливо мимикрирующее тело сохраняют группу в ее контактах с группами гораздо лучше, чем напряжение обдуманной защиты неизвестно от чего и от кого. Стяжка и противоречие, "свой – чужой" становится весёлой, полной изобретательности и юмора, возникают "буферные" микрогруппы и группы, несущие черты разных сообществ, помещенные в один флакон буфера. В таких органах группы, как буфер, решается возможность контакта в принципе, его стилистика, содержание и перспектива. Все это – Игра, всё это необязательно, но интересно, особенно на вечернем представлении, когда ты со своими согруппниками представляешь для знакомства иную группу – одобряя и пародируя, познавая и утверждая, отрекаясь и рефлексируя.
   Такая же Игра лечит группу от фракционной зернистости, от разрушительных противоречий между микрогруппами внутри группы.
   Сталь Шмаков, спасибо Вам. Мудрик и Лутошкин, – спасибо. Шекспир и Станиславский, – спасибо. Скоморохам поклон. Клоунам благодарность. А уж Илья Рутберг поднимает такую Игру на немыслимые высоты, приглашая нас думать не только на тему "группа – группа", но и "группа – личность". Человек – вселенная, но группа – не сумма вселенных, она – их произведение. Приветливо и тепло встречая незнакомца, группа не предлагает ему себя. Она предлагает ему его. Часто – другого, нежели он себя знает. Это – ее главное терапевтическое свойство.

   Педагогическая запущенность – дочка педагогической напыщенности, когда начальники детей, заскорузлые в своем животноводческом мышлении, исторгают из себя такой апофигей педагогических требований, что нормальные дети нормально отказываются их выполнять. Вскоре такие начальники оказываются вне сферы детских интересов, продолжают руководить, но и сами они, и всё, что они несут в себе детям, уже детьми не воспринимается. В обмен начальники детей получают быструю профессиональную усталость, которая назойливо сопровождает их до гробовой доски. Не сомневаюсь, что у старухи Шапокляк было педагогическое образование. Тропяные называют шапокляками своих воспиток, классручек и – в последние годы – социальных педагогов. А тем, кого они так не называют, низкий мой поклон и пожелание бархатных вечеров с отдохновением и душистым чаем. Приглашайте, милые и родные, кого угодно или побудьте наедине с собой, я знаю что такое дефицит одиночества, и я люблю вас.
   Ирина Александровна Синякова, я люблю Вас.
   Людмила Николаевна Коняшина, я люблю Вас.
   Анна Гавриловна Силина, я люблю Вас.
   Многие, многие, славные, с усталыми глазами и улыбками, с добрыми лучиками у глаз, – я люблю Вас. Вы не уничтожали в Ребенке Бога, вы заботились о выживании Бога, тратя себя.

(2016-2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “детский дом” Tag

  • Заметки до востребования. Отрывок 299

    Степень чутья на настоящее определяется стремлением к нему, жаждой, а не качеством нюхательного аппарата. При этом, ненависть к поддельному не…

  • Заметки до востребования. Отрывок 270

    Кривые грязные лесенки вряд ли ведут к вершинам поэзии, если вершины настоящие, а не бутафорско-пропагандистские. В любом случае, сердца…

  • Письма Навигатору. 15

    Работая в куче, а не в группе (интернат, школа, детдом, лагерь и т.п.), ты скоро обнаружишь, что к тебе идут стукачи. Это они ищут для себя короткий…

  • Заметки до востребования. Отрывок 201

    В самом начале 70-х ГУИН (тогдашний УФСИН) захотел примерить в детских колониях (как минимум) наши "педагогические чудеса". Как-то с утра…

  • Заметки до востребования. Отрывок 89

    Лакомство по имени ШАКАЛАТ я впервые увидел в описи продуктов, когда мы с интернатскими пошли на городской турслёт. Шакалат записал в бумажку Вовка…

  • Заметки до востребования. Отрывок 73

    Есть психиатры, которые жалеют детдомовских детей, присланных к ним по разнарядке на химическое воспитание. Я заметил, что они, как правило,…