?

Log in

No account? Create an account

солнце
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 276
   1. А что начальник тебе за это сделает?
   2. А что начальник нам про это скажет?
   3. А что он об этом подумает?
   Три ступени выбора реакции на реакцию "начальника" по поводу твоих инициатив. Выбор одной из них как оптимальной подсказывает нам устройство группы у этого начальника. Посмотрим на три варианта устройства группы.
   1. Авторитарное. Это та же самая "педагогика требования", отвергнутая обществом как непродуктивная и бесчеловечная в середине XX века. И это та же "вертикаль власти", которая с воодушевлением реставрируется в России в начале века XXI.
   "Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит", – сказал Владимир Высоцкий об этом же.
   Задача общества – сформулировать, ЧТО оно хочет. Задача власти – придумать, КАК это можно сделать. При "авторитарке" власть диктует, ЧТО должно хотеть и делать общество. То же касается и группы, она – общество. Никто ничего не решает, но все делают как продиктовано.
   2. Демократическое. Решения принимает большинство, оно вместо "начальника". Основной инструмент принятия решений – голосование, чистая арифметика, интеллектуальной составляющей тут нет, если говорить о механизме принятия решений. На Тропе верхней ступенью развития "демократического общества" был переходный этап, когда голосование становилось двойным, двухходовым. Сначала голосовали друг за друга на тему "кому бы ты предоставил право принимать решения".
  Потом – второй ход голосования, уже по конкретному вопросу, но тот, кто получал на первом ходе 10 голосов, обладает на втором 10-ю голосами, отдавая свой один. Кто получил 5 или 3 получит в зачет за свой голос 5 или 3. Кто получил ноль на первом ходе – отдаст только один свой голос, его и получит при подсчёте. Результаты бывали неожиданные, но всегда оказывалось, что они очень точны, группа переходила через такой ход к более высокому варианту устройства, которое назовем условно Интеллектуальное. Большинства и меньшинства нет, один может быть прав, а все могут ошибаться. Есть большое поле для диалогов, дискуссий, совместного поиска решений. Говори, аргументируй, убеждай, – ты, как и другие, свободен и ответственен. Диалоги, трилоги, мультилоги, – сколько угодно, но группа не примет решения, пока не будет вся убеждена в его качестве, пока не сложится консолидированное мнение.
   Конечно, для срочных, экстренных ситуаций такая система не годится, но для выработки стратегии и тактики – запросто. В срочных ситуациях группа (на время их решения) вмиг становится авторитарной.
   "Слушаем сюда, – говорил я в таких случаях. – Брёвна по желобу отвалить и пасовать, окопки углубить, крыши (палаток) по коньку держать двойной тягой, идет шквал!"
   Шквал проходил, и группа возвращалась к диалогам, трилогам и многологам. Разные мнения у разных людей не вызывали конфронтации, наоборот, чтобы убедить, надо подружиться, в противостоянии никого ни в чем не убедишь, это будет бесплодный спор, а не диалог. Не знаю, есть ли в этом что-то новое или это та же аристократия в иной форме, но "интеллектуальное" устройство нам вполне подходило – оно было куском интересной и яркой жизни, а не забавной аппликацией на бледно-сером существовании.
   Лица, лица, надо видеть их лица, когда они убеждают друг друга, на ходу формулируя сложнейшие проблемы. Эти лица прекрасны. Это человеческие лица. Я люблю их. В порыве улучшения мира из ниоткуда приходят аргументы и формулы, уста младенцев раскрывают вдруг неизмеримые глубины человеческого ума и сообразности его высшим достижениям совести, нравственности и экологической целесообразности.

   Выше, наверное, какая-нибудь "спиритократия" – духовное устройство общества, но до нее мы всем скопом не добирались, только мелкими фракциями, и в отдельные периоды. В эти периоды и пришло понимание, что высшее знание – это чувство. Поэтому остановимся пока на интеллектуальном устройстве как на высшей обозначенной ступени развития группы или общества. Не казаться, а быть, не исполнять, а авторствовать, не "как все", а сам – уже этот набор делает сообщество искренним и прозрачным, оставляя на минувших обочинах множество сора, которым мы были полны в начале пути. Сквернословие, ксенофобия, мишура и миражи плотских развлечений, всякого рода попса во всех проявлениях, – все это оставалось далеко позади, пройденное, испытанное и зачеркнутое разумом и сердцем.
   Духовное общество – не значит "религиозное". Вряд ли кто откажет человеку в существовании души и духа и сведет всё к сумме рефлексов.
   Загадочные Тропяные "круги" – часть такого сообщества, я сам заходил в них и чувствовал не геометрию с количеством людей, а то, что назову единодушием. Тут же вспоминаются и знаменитые "орлятские круги", которые, скорее всего, возникали по тем же законам кругового человеческого единения. Такого единения, при котором отдельная личность не вянет, не теряется, а обретает новые смыслы и возможности.

   Круг единения и вертикаль власти – вещи трудносовместимые, поэтому так велик страх и перед Старым Орленком, и перед Тропой. Круг даст свободу каждому, вертикаль каждого закабаляет. Горизонталь общества затрудняется реагировать на вертикаль власти, которую в неё воткнули. А там, где воткнули, – всегда особенно больно. Но в круге невозможно и чтобы "отряд не заметил потери бойца", разомкнутый круг – и не круг вовсе.
   Горизонтальное устройство общества – необходимое условие свободы в нём, в том числе – свободы образования, самостояния. Уровень цивилизованности общества может измеряться количеством и качеством горизонтальных связей. Ничего еще в этом не потеряно, с помощью детей можно вернуть общество с головы на ноги и рассмотреть прекрасные его лица. Дороги можно заасфальтировать, дураков – нельзя. Они всегда были и будут, надо уживаться и помогать им найти своё место. Своё.
   "Страшнее нету дурака на свете, чем пламенный дурак", – так сказал когда-то Писарев (за точность цитаты не ручаюсь), но пламенных дураков достаточно не пускать во власть, знать об их существовании и загадочно улыбаться. В медицине, впрочем, им тоже делать нечего.
   Дураками могут быть только взрослые, у детей нет порога дурости, ибо они играют. Обнаружив в булочке с изюмом запеченную муку, вы не станете её есть. Так же следует поступать со всеми глупостями, которые кто-то запёк в большую всеобщую булку. Выбросил муку, жуй дальше. Это не драма, а обычная жизнь.

  Круговые разборы хороши для выпалывания баобабов, Маленький Принц занимался этим по утрам, он жил на планете один. Мы делали это вечером, вместе. Тоже – обычная для сообщества гигиена, она требует такта и уважения человеческого достоинства.
Клуб ЮНЕСКО, созданный в Волгограде Ириной Сергеевной Маловичко и входивший в нашу создаваемую Ассоциацию "Солнечная Сторона", назвался "Достоинство Ребенка". Там были разные ребята, в том числе имеющие психиатрические проблемы, другие особенности развития. Ассоциация педагогически ориентированных клубов ЮНЕСКО "Солнечная Сторона" имела свою базовую программу, я не знаю, сохранился ли её текст. Если да, то хорошо бы его полностью здесь напечатать.
  Программа определяла широту и глубину подходов, общий стиль решения проблем. Знаю, что Ирина Сергеевна тоже подвергалась репрессиям, особенно после того, как отказалась подписать письмо с осуждением Тропы и ее руководителя. Честнейшего, чистого, преданного детям и своему делу человека вываляли в грязи, травили в СМИ и подвергли оскорбительной судебной расправе.

От Златы:
  К сожалению, пока найдены только стр.4,5 и 9 Устава "Клуб ЮНЕСКО Тропа - Солнечная сторона". А также декларация Ассоциации:
ДЕКЛАРАЦИЯ

   Дом, двор, улица, город или село, страна, континент, планета - всё это должно стать для Ребенка Земли единым безопасным дружелюбным социокультуро-природным образовательным пространством. Давайте начнём понемногу, - создадим первые звенья этого пространства, среди которых, мы надеемся, будет и ассоциация детских и взрослых педагогически ориентированных клубов, объединённых под эгидой ЮНЕСКО, - "Ассоциация Солнечная Сторона".
   Мы, взрослые и дети, протянем друг другу руки и вместе пойдем к свету. Это лучше, чем все время убегать от темноты. Утешим обиженных, поможем больным, согреем одиноких.
   Мы не станем думать, что полноценны в этом мире только взрослые, что гражданское общество - это взрослые.
   Гражданское общество начинается с играющих вместе детей. Детство - великий дар Природы и каждому взрослому стоит подняться до его высот.
   Подняться - это очень просто: небо, как известно, начинается с земли. Придёт время, когда любой дом на планете будет Школой, а любой человек планеты - Учителем.
   Конечно, сначала будет очень трудно. Сначала будут миллионы обездоленных, травмированных войнами и социальными потрясениями детей. Будут непонимающие и равнодушные взрослые глаза.
   Но, - давайте начнём.
   Вместе.

Клуб ЮНЕСКО России " Тропа - Солнечная Сторона" г. Туапсе, Россия.
Клуб ЮНЕСКО России "Душа Ребенка - Солнечная сторона" г. Волгоград, Россия

(2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag