Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки до востребования. Отрывок 396-1
Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке.
​​Не редактировано и не вычитано автором (границы, очередность и номера отрывков тоже).

После того как Яржомбек выступил на конференции РПЦ с докладом о том, какая Тропа секта, батюшки усмотрели в наших хрумбряках и шкраклях признаки язычества. Я засмеялся и предложил им закрыть все игрушечные магазины и заменить их на церковные лавки. Батюшки остались серьезными и вскоре похерили нашу программу Ассоциации педагогически ориентированных Клубов ЮНЕСКО РФ, программу светскую, в которой Будда и Христос стояли в ряду великих исторических личностей, оставивших человечеству наследие, требующее вдумчивого изучения.
Тем яснее мне теперь подвиг туапсинского батюшки, который во всей этой каше продолжал приходить к нам каждую пятницу на выходные, жил с детьми, ел с ними одну пищу, работал и жил, как они, и беседовал с ними.
Растрепанный, испуганный Гонец девяти лет, дежуривший один на приготовлении завтрака, ворвался ко мне в палатку затемно и испуганно зашептал:
​– Юр! Но на всех же не хватит! Как же тогда будет?!
Я подумал, что он про кашу, и посоветовал сделать порции чуть поменьше, дав длинным добавку.
​– Нет, я про души, – сказал Гонец. С половника, который он сжимал в руке, капала мне на спальник манная каша. Оказалось, что за варкой каши он вдруг понял, что людей на Земле всё больше, но откуда же возьмется столько общей души, чтобы разделить ее на всех?
​– Отстань, – сказал я. – Батюшка придет – у него спросишь. Я не знаю. Гонец отстал, додежурил нормально, а когда пришел батюшка, обратился к нему со своим вопросом.
​– Как тебя зовут? – улыбнулся батюшка, всматриваясь во встревоженное гонечье лицо.
​– Федя.
​– Ты умеешь зажечь один костер от другого, правда, Федя?
​– Да, – сказал Гонец.
​– Ты можешь от своего костра зажечь два или много костров, и твоего огня не убудет?
​– Да! – обрадовался Гонец. – Я понял! Спасибо! Спасибо…
Он поцеловал батюшке руку и сделал это от души, от всей души, с которой только что священник снял тяжелейший груз: в любом получении любого блага Гонец всегда строился последним, первым он был только к работе, особенно к тяжелой и монотонной. Он явно мучился до батюшкиного ответа тем, что именно он – лишний на Земле. Я бы никогда такого ответа не придумал. Такого простого ответа о природе души, о ее неотмеряемости.

Тут надо пояснить еще, что Гонец тогда был занят периодом самоиспытаний и самосовершенствований. Дежурных, готовящих пищу, всегда двое, одному справиться почти невозможно, но каждый может запросить для себя одиночное дежурство, все подготовить и приготовить, раздать, убрать, помыть, расставить. Некоторые решались на одиночное дежурство после нескольких лет на Тропе, когда им было уже по 13-14 лет. Гонец захотел одиночное и исполнил его с блеском в свои девять лет.
Он и в школе в родной Одессе в свои 9 лет уже учился в 8 классе, с блеском и треском проходя каждую годовую программу за 3-4 месяца.
Гонец был уже готов и Тропу вести, но ранняя смерть остановила нас. Федя Кузьминский, лесное имя – Гонец. 1980 – 1991 гг – его жизнь. Будущий руководитель (навигатор) Тропы.

Тот, кто нормально отдежурил день в одиночку, ничего не получал, кроме уважения и признания. Его присутствие, его голос становились весомее, любой хотел бы сидеть рядом с ним в костровом круге.

Посмотрев старый черно-белый фильм «Повелитель мух», он первый заметил грустно:
​– Взросляк бы взяли себе в советники, и абзац. А то хочульники развесили и понеслись. Жалко…
«Одухотворенное лицо», – говорят про такие лица, как у него. Там не имеют значения плакатно выверенные черты, красотой полнит его, красоту дает сама одухотворенность. Я не могу представить какое-то «среднее», «номинальное» лицо Гонца. Оно всегда было очень разным, но в каждый миг удивительно живым и адекватным происходящему моменту.
Нет, он не стремился быть последним в очереди за благами, я неверно сказал. Он вообще отсутствовал в этой очереди. При этом Гонец никогда не терял и не снижал своего достоинства, он был уважаем. Это было уважение группы к зенице ока, своего ока группы. Само его присутствие было гарантией, что в группе все будет хорошо и не пойдет наперекосяк.
Такие дети еще в раннем возрасте уже выдают себя качеством Игры и теми чертами, которые я избегаю тут называть, чтобы не устроить на них охоту.
Они бесспорно уже видны с 4-х-летнего возраста, но часто и с двух лет. Эти люди составляют соль земли, и я стал бы предателем и негодяем, если бы рассказал как их распознавать. За ними ринулись бы потребители, все, кто хочет их поставить себе на службу, но они не подчинены служить другим людям, они гибнут на такой службе – сходят с ума, самоубиваются. Храни Вас Бог, ребята. Вы надежно защищены от раннего распознания теми, кто хочет подчинить вас. В первую очередь – простотой этого распознания, которая не придет ни в какую аналитическую голову. Только дети, старики и собаки видят вас, только Бог ведет вас, берегите себя, но именно этого вы не умеете, не можете. Вам кажется, что все вокруг выше вас или такие же, вы внутренне убеждены в этом.
Да, есть знания, которые нуждаются в «защите от дурака». Мурло – не дурак, конечно, он знает, что умён и смекалист. Вот пусть и катит дальше со своими мурлятами, животный человек, главный враг человека человеческого. Не будем его задерживать, правда, Гонец? Ты для него просто Федя – одаренный, стратегический материал для укрепления и прославления его власти. Власти над тобой, надо мной, над всеми. Чувствуешь, Гонец, какая ахинея в голове у этого мурла? Ему хочется познавать всякую блоху, чтобы у нее на подковах различались серп и молот.
Не бойся их, Федр. Тебе уже ничего и никого не нужно бояться, как и мне. Их цикута – покорение мира, пусть ее пьют. Познание и покорение – разные занятия, слава Богу.
Тупые живодеры не про нас, да и мы не про них.
Отдежурив день одиночно, после ужина, закончив все дела и сдав лагерь ночным, ты заулыбался и расплакался одновре́менно. Каждый из нас в этот миг хотел быть рядом с тобой, но каждый и понимал, что нельзя в этот миг быть рядом с тобой: ты выстрадал свое рабочее одиночество, ты заслужил его, и никто рядом. Я уже не помню, – кажется, ты работал «с правом помощи», но все равно не понять, как девятилетний худышка с неопытными руками может осилить такую работу, хоть и «с правом помощи». Ты ведь и всю свою жизнь провел как этот день, именно провел, а не прожил.
«Как я провел лето», «Как я провел жизнь», – напиши что-нибудь, мы прочтём. Мы обязательно прочтем, я давно читаю твои знаки и хорошо отличаю их, только молчу об этом, чтобы не подумали, что сдвинулся от горя. Первое, что я, проснувшись, обнаруживаю – это то, что тебя нет, а уже потом – «где я» и всё остальное.

(2017)


Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Приют Семи. Гонцу. Автор - Юрий Устинов
http://lib.ru/INDEXLESS/ustinov/priut/

* * *


Гонцу

Мои последние глаза остановились.

Мимо тебя смотрю.

Наклонишься надо мной - сквозь тебя.

Сквозь тебя хорошо смотреть, ничего не видно, такая у тебя плотность, что ничего не видно сквозь. Рукав твой пахнет как с мороза, ты пахнешь тобой, и ничего не надо видеть, только вдохнуть.

Очень надо вдохнуть. Все живое дышит, и мне надо вдохнуть тебя, хоть немножко.

Ладно, - хоть услышать.

Звуков-то почему нет? Я знаю, что ты кричишь, а звука нет. Кто-то выключил звук. Не кричи, я не слышу.

Я только помню.
22.03.92.



Edited at 2018-08-09 03:01 am (UTC)





Отрывок 320:


> Чумазый Волчик улыбается на неизвестном мне кадре где-то в архивах Тягны-Рядно. Улыбка у Волчика удивленная, вот-вот расхохочется, услышав вопросы длинномикрофонной Веры. Тайк разъяснит ей взаимоотношения с добром и злом на примере электричества, а Гонец забеспокоится в свои девять лет о конечном объёме общей души.

Помнится, когда ещё первый раз прочитал этот фрагмент -- вспомнил о так называемой "Аксиоме Коула":

"Сумма Разума на планете -- Величина постоянная; население постоянно растёт."

А кто такой этот Коул и чем помимо этой аксиомы славен? Гугл хранит в ответ молчание, словно советский партизан на румынском допросе.

А затем вспомнилось из ЗКР, кн. 4:

>...-- Вот видишь, значит, и тебе известно, что взгляд ласкающий приятное внутри тебя тепло создаст. И разрушенье, холод иной приносит взгляд. Много крат сильней в дни первые был взгляд у человека. Создатель сделал так, что все живое стремилось быть согретым этим взглядом.
-- Куда ж сейчас вся сила взгляда человека подевалась?
-- Не вся. Ее еще достаточно осталось, но суета, поверхностность мышленья, иная скорость мысли, лжепредставленья сути и вялость осознанья туманят взор, раскрыться не дают тому, чего все ждут от человека. Тепло души у каждого внутри хранится. Ах, если бы у всех ему всему раскрыться! Вся явь в прекрасный первозданный сад смогла б преобразиться.
-- У всех людей? Как было вначале у Адама? Такое разве может получиться?
-- Все может претвориться, к чему, от всех сливаясь в единое, людская мысль стремится.
Когда Адам один был, то сила мысли у него была такой, как человечества сейчас всего....


И вроде бы тут легко придраться. Дескать, "Душа и Разум -- не синонимы". Но это только если быть не в курсе некоторых особенностей кедрозвонского дискурса. Науки Образности, например:

>-- Отец, Владимир, в песнях своих много образов создал. Они потом построили и сохраняли долго государство. Жрецы, потомки первых тех жрецов, с их помощью религий множество создали, захватывали в разных странах власть. Лишь только одного жрецы не знали, когда использовали образы с корыстной целью. Жрецы не знали, как навсегда, навечно образы себе служить заставить. Теряли силу образы у тех, кто их стремился собственной гордыне подчинить. Кто...
-- Постой, постой, Анастасия. Я что-то никак про образы понять не в силах.
-- Прости, Владимир, ты меня за непонятность изъяснений. Сейчас попробую расслаблюсь, соберусь, все по порядку о науке, из всех наук главнейшей, расскажу. Наукой образности называется она. Все от нее науки древние и современные идут. Ее жрецы на части расчленили, чтоб главное навечно утаить, чтоб свою власть над всем земным навечно сохранить, передавая устно знания о ней своим потомкам в подземных храмах. Итак, они стремились тайну сохранять, что их потомкам, сегодняшним жрецам, лишь тысячная часть науки той досталась. Но тогда, когда все начиналось, у жречества намного лучше получалось.


И, пожалуй, ещё одна цитата тут подойдёт:

Сознание для Разума не нужно, однако, чтобы не накрыло эпилепсией от любого креста и вообще прямых углов, совсем не помешает.

(с), Джеймс Уоттс, «Ложная слепота»


Таким образом, совсем недалеко до вывода, что Сознание — «наукоёмкий» аналог Души, способность некоторых живых существ отражать окружающую действительность, мыслить, осознанно реагировать на изменения в окружающем мире. Но и этот термин, впрочем, тоже оброс каким-то неимоверным количеством спекуляций психологического, философского и «ФГМ»-ного толка...

И вдогонку ещё стоит упомянуть изумительно мудрую книгу С. Слепынина: «Сфера Разума». Там и некоторые подсказки имеются.

Edited at 2018-08-09 08:10 am (UTC)





Edited at 2018-08-09 06:49 am (UTC)

Юр, этот "яромбжек" - ты не первый, кого он "распинал" по "поручению и гражданской позмции". Как говорил Есенин - "человек - говно, и писатель - говно". Он на твоей ИСТОРИИ очки себе зарабатывал. Теперь он "уникальный поэт", который к поэзии имеет такое же отношение, как ты к Минобру. Зато - сколько всякого .... кто сегодня готовы его сравнить с Луферовым и Бережковым! Они даже вместе с Бережковым иконку состряпали из его "художеств" и ювелирки Володи Бережкова... Теперь, это оказыться, это - "религиозность". Хотя, надо отдать должное "яржомбеку", он, по его словам, настолько далек от религии, насколько далек от порядочности. Эта сявка всю жизнь за деньгами бегала, еще с Камчатки. Вот ты и стал очередной "разменной монетой" в его "творчестве".
Самое противное - это не он. Самое противное - это те, что до сих пор сопли размазывают от его "поэзии" и "бардизма-ягизма". "Художник", епрст... Где бы он был, если бы Володя Бережков его в свой "бизнес" не взял...

?

Log in

No account? Create an account