?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 268
   Человечество стоит перед катастрофой педагогической. Возможно, все предыдущие были такими же. В XX веке человечество доросло до изобретения зеркала, в котором смогло увидеть себя почти целиком. Ужаснулось, стало искать выход, но не нашло. Надежду вселяет не безвыходность, а сам ужас человечества перед информационным зеркалом, перед оружием массового уничтожения, перед возможностью самоуничтожения.
   – Абрам, – спрашивает Сара. – Как думаешь, сколько стоит атомная бомба?
   – Думаю, миллиона полтора, – отвечает Абрам.
   – Вот бы она на наш дом упала…
   Бывают ли глупые дети? Вопрос в другом: бывают ли умные взрослые? Почему им трудно живется среди "агрессивно-послушного большинства"? А что такое "глупый"? Что такое "умный"? Как называется тот, кто прямым кратчайшим путем идет к своей собственной выгоде? Является ли она выгодой?

   Слова имеют разную коннотацию в зависимости от времени, места и множества других причин. О чем я тогда пишу и как это можно прочесть? Есть ли инстинкт самосохранения человечества или только человека? Как он отражен в коллективном бессознательном? Ничего себе пласты, на каждый нужна целая жизнь, и не одна. Но – некогда, прими мой опыт как он есть, это опыт одного человека, но в нем участвовали многие.

 Тропа у каждого своя, каждый и есть своя собственная Тропа, сколько людей – столько Троп. Столько же возможно разных описаний Тропы. Столько же возможно отношений к ней, а то и больше. Я сетую на то, что детям в этом мире некому задавать вопросы, но взрослым тоже некому их задавать. И то, и другое – проблема школы, упертой в свои вымученные программы и не желающей следовать в диалогах за реальной жизнью, в которой всякие вопросы и возникают.
   "Не лезь со своими глупостями, – говорит школа. – Видишь, я занимаюсь серьезным делом".
   Но если разобраться, любое серьезное дело состоит из мелких глупостей, на которые нужно иметь ответы.
   Читаю Логику. Она похожа на выработку правил передвижения слепого, который стал слепым добровольно, завязав себе глаза. Читаю Толстого. Согласен, что набиваться к кому-то в родственные люди – нехорошо, но ничего сделать не могу, – совершенно родной человек Лев Николаевич. "Вся сложная, кипучая деятельность людей с их торговлей, войнами, путями сообщения, наукой, искусствами есть большей частью только давка обезумевшей толпы у дверей жизни" (Л.Н. Толстой, "О жизни").

   Отползаю перекурить, это на улице. Возвращаюсь. Люди удивлены:
   - Куда так радостно спешишь, дедушка?
   - Ко Льву Николаевичу, – улыбаюсь я.
   Толстой иногда режет меня по живому: "И не только младенец, но и неразумный взрослый, и совершенный идиот не могут знать про то, что они живут и живут другие существа. И потому они и не имеют человеческой жизни".
   Я понимаю, что Л.Н. имеет в виду осознанную и формулируемую жизнь, но все равно – режет. Надо поднатужиться и понять, как можно не иметь человеческой жизни, живя ею. Человеческой – значит осознанной? Ночь впереди, она многое расставит по местам и счастливо разъяснит. В прошлую, большую и болезненную ночь я несколько раз пробуждался от счастливых разъяснений, которые давало подсознание или то, что им называется. Читать Толстого и спать, вот что.
   Да, любой человек, ребенок, несет в себе зерно Высшего закона, и как же хочется всхода этого зерна, и как же не всегда оно пробуждается и всходит, причиняя боль, или всходит, но хиреет, метнувшись обратно, в закон низший, чем доставляет еще пущую боль. Тем не менее, Л.Н. ясно показывает мне, что я должен переписать все эти мои "записки" с поправками в инструментарии, который в них же и содержится, т.е. перестать политкорректно робеть перед мурлом в его характеристиках и определениях, но сосредоточиться на зерне человеческого, которое содержит в себе любое мурло. Моя, и только моя тут задача – рассказать об условиях всхожести этого зерна и условиях его выживаемости. Вот такая произошла фокусировка, которая, впрочем, ничего не отменяет в уже написанном, но корректирует написание последующего. Надо перестать путать разум с сознанием и всё встанет на свои места. Не все сознательное разумно, как не все разумное сознаваемо. Аминь?
   Как бы не так :)
   Не все несознательное неразумно, и так далее :)
   Но Л.Н. уже пишет "разумное сознание" и ведет вверх по ступеням, и объявляет крылья, и зажигает свет, и отрицает страх. Сама сила толстовского духа делает бессмысленным его отлучение от церкви и посрамляет тех, кто пытается изобретать приближенных Бога на Земле. "Личность" у Толстого – скорее всего то, что мы называем нынче "эго". А наше "личность" – скорее всего реакция на обезличивание человека в тоталитарных режимах. Смыслы, коннотации могут дрейфовать, что является жизнью языка, но не смертью мысли.
   "Ты хочешь, чтобы все жили для тебя, чтобы все любили тебя больше себя? Есть только одно положение, при котором желание твоё может быть исполнено. Это такое положение, при котором все существа жили бы для блага других и любили бы других больше себя. Тогда только ты и все существа любимы бы были всеми, и ты в числе их получил бы то самое благо, которого ты желаешь. Если же благо возможно тебе только тогда, когда все существа любили бы других более себя, то и ты, живое существо, должен любить другие существа более себя" (Л.Н. Толстой, "О жизни"). И о Тропе, сказал бы я, и был бы прав. В том же направлении расположена "Родословная альтруизма" В.И. Эфроимсона, там же – все попытки формул настоящего Человечества. Ура! Ура! Ура!

   "Но стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к благу других, чтобы увидать в мире совсем другое: увидать рядом с случайными явлениями борьбы существ постоянное взаимное служение друг другу этих существ – служение, без которого немыслимо существование мира".
   Ура – а – а – а!!!
   "Любовь есть единственная разумная деятельность человека".
   Тут уж Лев Николаевич не отказывает и детям: "Все люди с самых первых детских лет знают, что кроме блага животной личности, есть ещё одно, лучшее благо жизни, которое не только независимо от удовлетворения похотей животной личности, но, напротив, бывает тем больше, чем больше отречение от блага животной личности" (Л.Н. Толстой, "О жизни").

   Д/ф "Город дворцов" (ВСХВ, 1956, дип.раб. ВГИК)
   Д/ф "Наш интернат". Нижне-Волжская ст.кинохр., 1957
   Д/ф "К высочайшим вершинам Памира", Грузия-фильм, 1955
   К/ж "Новости дня" Празднование 1 мая в Москве в 1957 г.
   Д/ф "Начало пути", ЛенСДФ, 1954, балет.
   Д/ф "7 ноября 1957 г. в Москве". ЦСДФ.
   Д/ф "Счастливое детство", 1953 ЦСДФ
   Д/ф "Школьные годы", 1956, ЦСДФ.

(2017)
(с) Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag


Юр, а ведь это не "опыт" - это ЗНАНИЕ!
Опыт, это то, с чем можно пободаться, имея свой собственный опыт, опыт своих прадедов-дедов и т.д.
У тебя же ЗНАНИЯ, ШКОЛА, которой, собственно, пользуются и уже давно. Правда вот сказать, откуда они это взяли - пока не слышал, чтобы у кого-то язык повернулся - оказывается, даже у сопливой "пидагогини" - это свой собственный "опыт".
Однажды, когда "одемократиченная" актерская труппа некоего театра сожрала своего руководителя, я пришел к нему, своему мастеру, и спросил:
- Лапа, почему ты их не уничтожил? Тебе же только пальцем было пошевелить - и этих графоманов не существовало бы в природе (собственно, и без этого они прекратили свое существование).
- Саш, они взрослые люди и имеют право на свое мнение...
- Понимаешь, лап, я думаю, что взрослость, это когда у тебя есть понимание и благодарность своим родителям, учителям. За благодарностью к ученикам ходить - дело точно не благодарное...