?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 388
   Ночью понял, что нигде не прописал подготовку и проведение типового двухдневного спортивно-туристского слета с полным для него набором соревнований.

   Запомнил, напишу, так же, как и про одно-, двухдневные походы со школьниками (не пикники) – с маршрутом и полным разворотом спортивной части туризма. Через такие простейшие дела люди начинают ходить, чувствуют особость пешей ходьбы в познании мира и себя и уже никогда не дадут подменить живое познание монитором или виртуальными бутафорскими репродукциями. Дорогу осилит идущий, а не потеющий сидя с мышкой в кулаке, и не тот, которого везут "посмотрите налево – посмотрите направо". Как можно любить Родину, если ее нет у тебя под ногами?
Слетов, соревнований и походов я провел сотни, а то и тысячи, не считал. Какой-то опыт есть. Без пешеходного туризма страну не узнаешь и не поймешь.
   Важна и низкая степень комфортности снаряжения, а то вывози свой дом на природу и отмечайся. Нет, надо все прочувствовать, а комфорт организовать из подручных средств малыми затратами. В этом и есть спортивный элемент спортивного туризма. Еще полно в стране заповедных мест, куда трактор не дотянет ваш вагончик с цивилизацией, туда можно придти только пешком, неся груз на себе. Там праздничный первозданный мир, еще не иссеченный колеями дорог. Там – Тропа.
   Опыт личного преодоления бесценен, заменить его нечем.
   Там заросшая узкоколейка, по которой давно ничего не ездит. Пойдёшь?

   Нет, не надо "все как один". Ты – один. Пойдешь? Любой ответ – нормальный.
   Помню, под Уриелем, Власика сковал ужас, он ухватил меня за руку и смотрел в глаза не отрываясь.
   – Что ты, малыш? – спросил я уверенно.
   – Юрка… Как страшно, если бы я сюда не пошел и ничего этого не видел…
   В траве среди стрекота кузнечиков лежали почти вековые останки узкоколеечного паровоза. Что переживал Власик, вживаясь в ржавые железяки на обочине заброшенной узкоколейки? Эти кадры есть в конце тропяного ролика "Тра-та-та, тру-ту-ту". Ровно эти. На тропяных роликах много чего есть, если смотреть и видеть. Узкоколейные паровозы ушли давно, в 50-х – 60-х годах прошлого века их сменили тепловозы серии "ТУ" и "ТУ-2", а позже – всякие гибриды тепловозов с пассажирскими кабинами. Это ролик "Матрица".
   Расслышать душу узкоколеечного паровоза, склонившись над его останками, промытыми снегами, дождем и ветром, подернутыми травой, услышать гул зековской толпы на лесоповале или прокладке рельсов, съездить в поселок Шпалорез, где нарезали шпалы для узкоколеек, – это ли не живая история? Нельзя лишать нас живой истории и пешей географии. Она важна в 10-12 лет, когда свой микромир, в котором родился и вырос, ты начинаешь масштабировать, сопоставлять со страной и планетой. В 10 лет в свалившейся вдруг фантасмагории масштабов, начинаешь различать себя в стране и в мире. Гражданином чаще всего становятся в этом возрасте, остальное – добавочные штрихи к обретенному масштабу.

   Обращение "малыш" на Тропе крайне редко. Если кто-то охвачен ужасом, не важно каким, – он всегда "малыш", и помощь в этот момент ему нужна отеческая, а не педагогическая, есть разница. "Малыш" – это отрицание всякого масштаба перед тем, как принять новый. А ужас возможной потери вообще дорогого стоит, если на всём этом понадобится развешивать ценники.
   Какая-то очень старая улитка давно впечаталась в ржавую поверхность лежащего паровозного котла и осталась там навсегда. Что она рассказала Власику? Про неистовое торжество паровозного движения, которое ты увидишь и в беготне на четвереньках по альпийскому лугу? Или о том, что все имеет свой конец, каким бы ни было живым?
   Нельзя предположения облекать в слова, это может вдруг сбить с главной ноты – ноты любви. "То, что не названо словом пока, но властно над каждым и всеми".

(2017)
(с) Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com