?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Письма Навигатору. 36
   Тропа не знает вертикали власти, поэтому стремление занять верхние позиции в такой вертикали отсутствует. Это наше сознательное и защищаемое отличие от множества проявлений такой вертикали в социуме. Мы вполне сознательно строим свою маленькую республику по-другому и знаем, что она "по-другому". Никто не станет владеть человеком кроме него самого. Никто не станет подчинять и подчиняться. У нас, если угодно, "горизонталь власти". Координатор владеет информацией, необходимой для производства работ. Модератор владеет информацией о тех ситуациях, где он может пригодиться. Каждый волен делегировать часть своих прав координатору и/или модератору, а в случае ЧС - всех своих прав руководителю, который на период ЧС становится авторитарным. Голосованием ничего не решается, большинства и меньшинства нет, один – не меньше, чем все, все – не больше, чем один.
   На трудные для группы случаи есть советник (навигатор), но подчиняться ему не обязательно, если он не убедителен. Все "полеты" разбираются тщательно, досконально: нам важно распознать не только ошибки, но – главное – причины ошибок. Переключение между обычной жизнью и ЧС – резко ступенчатое, в нём нет никаких средних вариантов.
Группа живет своей жизнью, понимая где и что должно для этой жизни происходить. Каждый человек в группе и сама группа обладают ответственным поведением – это ответственность перед собой и друзьями, а не перед начальником. Ответственное поведение уберегает от бед лучше, чем самое строгое начальство. Абсолютные запреты минимальны, их четыре.
   Конфликты возникают редко, и группа сначала предлагает разрешить конфликт самим его участникам. Если не получилось, есть возможность привлечь к его разрешению группу. Сидеть в круге и слушать, как группа обсуждает и разбирает твой с кем-то конфликт, занятие сильное, редкое, предлагающее взглянуть на ситуацию по-другому, по-третьему, но решить её - что обычно и происходит.
   Координатор (тот, кто привлечен к координации) имеет право предупреждать о неприемлемых действиях – "давать предупреждение". Это право дано ему группой. Набрал три предупреждения за день – отдохни от работы весь следующий день. Мы тебя любим, поэтому и отдохни. Если же ты набрал два или одно, а следующий день провел без предупреждений, все предыдущие сгорают. Предупреждения, полученные в разные дни, не суммируются, каждый новый день ты начинаешь с чистого листа.
   Законодательная власть – Большой Круг. Исполнительная – Малый Круг ребят-референтов группы. У меня есть право "вето" на решения Большого Круга, в работе Малого я, как правило, участвую сам.
   Координатор группы называется Командиром группы (так понятнее), и это "календарная" должность – каждый побудет командиром несколько дней. Командир ненаказуем, максимум, что можно с ним сделать, – выразить ему своё "пфф" на вечернем разборе. Уклоняться от его распоряжений не принято, даже если ты считаешь их ошибочными. Вечером в круге разберёмся. Словами "координатор" или "модератор" Тропа не пользуется, обходясь давно знакомыми словами, но в их новом значении. Я, например, для внешнего мира называюсь "руководитель", хотя ничем не руковожу, исключение составляют группы с большим удельным весом новичков и те случаи, когда группа сама поручила мне руководить чем-то и сколько-то времени.

   Поощрений на Тропе нет. Точнее сказать, поощрением является нормальная безаварийная интересная жизнь, улыбки друзей, деревянные медали (спилы) по случаям подвигов и "Зеленый Билет" – право приезжать на Тропу хоть когда и хоть сколько. Выпускники (ребята старше 14-15 лет) становятся советниками, иногда работают как координаторы, помощники навигатора. В своих сегментах ответственности трудятся завпрод, завснар, санитар, завсвязью, эколог (может остановить работы и изменить нитку тропы, если ее прокладка идет через гнездовья, жилища зверей, реликтовую растительность и другие защищаемые объекты), завсвет, ремонтник и другие. Всё это вместе помогает каждому быть субъектом властного процесса и его ответственным участником. Синекура или "почетное звание" у нас полностью отсутствуют, власть – это и каждый, и все вместе, а подвижность центра власти всем понятна и подвижна. Нет и постоянных "лидеров", лидирует тот, кто ведет какую-либо конкретную ситуацию. Нет и изгоев, в жизни Тропы участвует каждый как может.
   Напомню, что я пишу тебе канон Тропы. Чтобы описать все флуктуации, всю поливариантность тропяной жизни, у меня нет времени и места. Канон и сам имеет множество версий, причём ни одна из них не может быть повторена. Рожденная в очень конкретных условиях, она (версия, флуктуация) всегда уникальна и неповторима.
   А.В. Суворов называл власть на Тропе педократией. Я могу согласиться с этим, заметив что дети у нас – не марионетки, а взрослые – не кукловоды. Тропа любит всё настоящее, неподдельное, подлинное. И люди у нас настоящие. Дети.

   Вертикаль власти подарила России Золотая Орда, и страна никак не может избавиться от этого подарка, как абориген от бумеранга.

 Конечно, на Тропе происходило за 40 лет множество наблюдений, в том числе системных, которые могли бы разместиться как в педологии, так и в boyhood studies, но они могут быть доступны лишь после отмывания Тропы от грязи, которую доброхоты наложили на нас в семь слоев – чтобы под ней ничего не было видно. Вот под ней и не видно ничего. Поиски системных свойств и явлений в мальчишеском сообществе требуют деликатности, непредвзятости и способности воспринимать новизну как факт, а не как угрозу миропониманию. Я подозреваю, что представителям наук, в частности психологам, социологам и даже антропологам, вряд ли доступны были для наблюдения те глубины, которые открывала Тропа, та степень доверия взрослым множества детей, которая для нас была нормой.
   Не в лабораторных, а в самых что ни на есть естественных условиях происходила жизнь, а не наблюдалась через стенки аквариума или прутья лабораторной клетки. Любого вида "экскурсия в детский мир" не могла бы сравниться с проживанием в этом мире. Накопленные знания надежно укрыты от дураков, но время одних еще не пришло, а время других ещё не закончилось. Непонятно пишу? Это про дураков и про знания. Не предположения, не фантазии – знания, несметно подтвержденные, но Зевс убил своего сына, потому что тот рожден был убить Зевса. Не будем повторяться и не будем вещать Зевсу на эту тему, пусть не знает. Могу только сказать, что могильщики для дураков (для их глупости) уже родились и подрастают. Только дураки станут воевать с ними, и - проиграют.

   Например, у тебя есть виолончель, ты умеешь играть на ней, но не знаешь как она называется. Перестанешь ли ты играть на ней из-за этого незнания? Нет, не перестанешь, поскольку получаешь удовольствие, тебе нравится играть "на этом". Внутри ребенка неназванная им виолончель? Нет. Там вселенский оркестр в полном составе, который играет складно и справно не зная нот и названий инструментов, он не подчиняется палочке дирижера, но исполнительски подчинен дирижерским чувствам, когда ты сам себе дирижер.
   Человек растет, взрослеет, его образовывают как умеют, и некоторым из всего оркестра остается помповая труба с барабаном или одинокая скрипка. Эти оставшиеся инструменты имеют свои законные названия и умеют по нотам, и чаще всего уже не умеют без нот. Как сохранить вселенский оркестр человека? Разгадке этой тайны я отдал всю жизнь.
   Детство – это непрерывная песня, танец, все другие действа внутри этого оркестра, который внутри тебя. Как приложить к Детству взрослый опыт не заменяя одно другим – вот моя главная тема. Опять вспоминаю явление Феофана Грека Андрею Рублеву в фильме Тарковского "Андрей Рублев". "Здесь всё на так, как вам там представляется", говорит Феофан Грек. То же самое мог бы сказать ребенок о том мире, в котором он живет, если бы знал слова, названия, наименования, номиналы и прейскуранты. Неизъяснимость огромного и богатейшего детского мира кажется взрослым сумбуром или чистым листом, пустым непаханым полем, серым небом без звёзд. Нет, это совсем не так. Это взрослые внутренне обеднели, ребенок ещё оглушительно богат. Он просто не знает как называются его сокровища. Если он допустит вас к ним, вы станете счастливейшими людьми на Планете.
   Гений – это сохранившийся ребенок, освоивший средства самовыражения.

   То, что я сейчас пытаюсь объяснить, – не только об искусстве, науке или изобретательской деятельности. Это обо всех без исключения сферах и сторонах человеческой жизни. Для всех без исключения – повторяю я для хранителей скреп. Без исключения. Полагать, что ребенок – это недоделанный взрослый, преступно. Вслушиваемся в разноголосие глубокого космоса, всматриваемся в его звезды и планеты в поисках собратьев по разуму, а они под ногами путаются и под стол пешком ходят. Собратья, не растерявшие разум.

   Инвентаризацию детских миров проводят детские психологи. Они развешивают бирки, таблички и ярлыки с названиями. Им невдомек, что среди детей есть множество замечательных психологов, что эмпатия – их атмосфера, а их дыхание – без нот, без бирок, без названий. Навсегда я потрясён и очарован богатствами детских миров. Я ощущаю свою ущербность взрослого человека – за множеством детских мелодий, гармоний и тем мне уже не угнаться. "Мелкие" гораздо совершеннее нас, "крупных". Наш "возраст дожития" начинается вскоре после пубертата. Благословен Лётчик, разглядевший Маленького Принца и написавший нам про него. Романтическая метафизическая интоксикация? Моветон? Нет, конечно.

   Дети бывают ужасны, отвратны, невыносимы, глупы, самонадеянны, безвольны, порочны, червивы, несносны...
   а мы?

   Я хотел сохранить в себе детство, и мне это удалось. Мне 72, я пацан. На все свои взрослые "приобретения" смотрю иронически. Никакой золотой дворец не стоит содержимого моего кармана. Там цветное стеклышко, кусочек фольги и молочный зуб. Внутри меня примерно то же самое. Я никому не дам завладеть моими богатствами. Я могу только подарить их.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “Письма Навигатору” Tag

  • Письма Навигатору. 48

    (Надиктовано в телефонном разговоре 26.10.18) Любовь - ян совести. Совесть - инь Любви. То и другое от Бога, но нет там "другого", всё…

  • Письма Навигатору. 47

    (Надиктовано в телефонном разговоре 26.10.18) Будущее имеют только те государства, логика развития которых лежит внутри логики развития…

  • Письма Навигатору. 46

    "Мы не человеческие существа, переживающие духовный опыт, а духовные существа, переживающие человеческий опыт" (Тейяр де Шарден). Бог…

  • Письма Навигатору. 45

    Группа состоит из множества своих Эйдосов, в том числе и твоих, но где чьё уже не разберёшь и это неважно. При осуществлении логосов и эйдосов…

  • Письма Навигатору. 44

    В общую мелодию вплетается тема каждого. Общая мелодия из них состоит, но ими не является. Как закреплять робкие позывы к совершенству, к…

  • Письма Навигатору. 43

    Степень свободы для каждого все время увеличивается, как и степень ответственности. Молодая группа, обретая всё новые степени свободы, обнаруживает,…


>И люди у нас настоящие. Дети. Вертикаль власти подарила России Золотая Орда, и страна никак не может избавиться от этого подарка, как абориген от бумеранга.

Всё же, сдаётся мне, что все эти "вертикали" и "горизонтали" власти -- это не более, чем миражи от занимательной соционики. Скорее всего структура взаимосвязей на деле объёмна -- а стало быть, минимум трёхмерна. Вертикальный или горизонтальный срез таким образом может быть получен только в проекциях "целого" на какую-либо "плоскость".

"Слон пощупал человека ногой и заявил:
-- Я думаю, что человек тонкий и плоский.
Остальные два слона тоже пощупали человека и согласились с первым.


К примеру, говоря о аборигенах Австралии -- стоит вспомнить не только бумеранг, но и диджериду (yidaki). Нес па?

Edited at 2018-06-19 04:08 pm (UTC)

Я тоже ребенок. 67 лет ...

Человек уникален и неповторим. Однако глубина чувств подобна эфиру, как пространство, в котором содержится все, совокупность физического мира и кто знает, сколько еще. Ой, трудно объяснить, но если нет, то почему, на тысячи километров физического расстояния, я читаю Юрия и могу ли я ощущать его эмоции? Не только его рассуждения. Что-то ясно. Мы не изобрели машину «переноса эмоций». Эти (эмоции) активируются чувствами, пониманием идей, образами, реальными или умственными. Почему, если нет, мы плачем, когда видим фильм, читаем книгу или слушаем песню? Почему, когда мы чувствуем запах определенного аромата, каким бы тонким он ни был, помним ли мы об определенной ситуации или производил мысленные образы?