?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 343
   "… Я пользуюсь определением Павлова: инстинкт – это врожденная или безусловная реакция. Да, но инстинкт не только реакция. Он не только отвечает – он побуждает. Он – Побуд. И в этом его мощь. Он побуждает знать, творить и не отступать, – даже когда он не господствует. Потому что он – высший инстинкт человека".
Яков Голосовкер "Имагинативный абсолют".

   "..."дух" – это сила воображения. Воображение – высшая способность разума. Воображение, как высшая способность разума, действует, как инстинкт: оно и есть высший инстинкт. Он проявляется как инстинкт культуры. Всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры, какими бы благими намерениями ни руководились подавители воображения".
Там же.

   "Воображала – хвост поджала!".
Не там. Детский школьный и дворовый фольклор 50-х годов XX века.

   Вернувшись из заключения в сталинских лагерях, Яков Эмильевич Голосовкер узнал, что все его рукописи сожжены. Остаток жизни он посвятил тому, чтобы восстановить по памяти хотя бы малую их часть, но в 1943 году сгорает весь его архив и вся библиотека.
   Для меня Голосовкер в первую очередь – открыватель Закона Не исключенного Третьего. Этот Закон расположен в фундаменте Тропы и различим даже в мимолётных её проявлениях.
   Культура, по Голосовкеру, имеет естественное природное происхождение – как способность понимать и создавать смыслы. Такого простого и ясного входа в педагогику я не знал и не умел представить до знакомства с Яковом Эммануиловичем. Благодарю тех, кто занят посмертной публикацией его трудов. Моё почтение и благодарность ему безмерны.
   Смотри, дружище, Голосовкер ещё пишет, что дух "спасает культуру от вакуума мира и даёт ей одухотворенность". И что "поэтому торможение воображения, торможение его свободы познания и творчества всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой. А это значит: угрожает заменой культуры техникой цивилизации, прикрываемой великими лозунгами человеческого оптимизма и самодовольства, а также сопровождаемой великой суетой в пустоте, за которой неминуемо следует ощущение бессмыслицы существования со всеми вытекающими отсюда последствиями: усталостью, поисками опьянения, скрытым страхом, нравственным безразличием и прочими продуктами цинизма и свирепости".

   Наркота, детский суицид, попса. "Суета в пустоте". Гениальное предвидение, внятное предостережение. Не услышали. Сила есть – ума не надо. Для них это слишком "многабукоф".

   И ещё.
   "В эпоху, когда вместе со стремлением к абсолюту и постоянству из сознания исчезает сама идея абсолюта, т.е. идея безусловного, совершенного, идеального и т.д., культура сходит на нет: исчезают свободная философская мысль, подлинное искусство как самовыражение творца, высокая честность, бескорыстные великие открытия науки. Налицо только корыстные открытия как прогресс техники для торжества власти человека над человеком и торжества насилия над природой и людьми, прокламируемые как их освобождение".
Яков Голосовкер.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag


>Вернувшись из заключения в сталинских лагерях, Яков Эмильевич Голосовкер узнал, что все его рукописи сожжены. ...в 1943 году сгорает весь его архив и вся библиотека.

Осмелюсь заметить, что некий странствующий архимагистр Т. Воланд крайне скептически высказывался о поведении некоторых форм-факторизированных метатипах структурирования информационного континуума в условиях температуры 451F. Впрочем, говорят, он тогда сказал короче: "Рукописи -- не горят." Понятно, что он имел ввиду несколько более сложные нюансы, но само наличие концепции всё-таки обнадёживает. Некоторым образом.

>Смотри, дружище, Голосовкер ещё пишет, что дух «спасает культуру от вакуума мира и даёт ей одухотворенность». И что «поэтому торможение воображения, торможение его свободы познания и творчестваа всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой.

>всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой

Здесь можно и должно лицезреть ни что иное, нежели очередной пароксизм известной "биды" (это интернет-мем такой, ежели что), под названием "тупой регламент "по мотивам хорошей идеи"". В данном случае -- по мотивам рацеи о том, что "чаша полезнее тогда, когда пуста". Ну, в общем, полезна: если приложить её к уху, то возможно, станет слышно лучше... что-нибудь. Конфуз может выйти, к примеру, если целью таковой спектакуляции окажется вслушаться в "попсу и киксу" заместо созвучий Природы. Хотя и это, как ни странно, не критерий ни разу: стоит вспомнить одну туманную легенду металлургов о "Болеро" Мориса Равеля.



"-- Может было всё не так, может люди просто врут." (с)

Но есть ведь устойчивое заблуждение "Об умирающем лебеде": сам автор был такой трактовкой когда-то неслабо удивлён, если не сказать хлёстче. В оригинальной сюите Камиля Сен-Санса лебедь не умирает. Даже не прихрамывает. Там все живые и все танцуют. Даже слон (украдкой: "ну правда же -- а мало ли чего"). Занимательное сравнение, да.

>А это значит: угрожает заменой культуры техникой цивилизации, прикрываемой великими лозунгами человеческого оптимизма и самодовольства, а также сопровождаемой великой суетой в пустоте...»

Если вспоминать доктора философии неооптимизма Опира проповедника "магии здравого смысла" Дейла Карнеги -- то навскидку вспоминается только история с электромоторами и вывод: "разве не разумно держать голые руки подальше от их перегревающихся кожухов?"; и логично возникает вопрос: концепция "мембран" (та, что в "Записках.../Письмах...") является развитием живой составляющей этого вывода, или же вывод является "упрощением и опошлением" частным случаем применения идеи "мембраны" обусловленных вполне себе конкретной ситуацией обстоятельствах?

Как же там, у Шостаковича:

-- Музыка негармоничная, музыка немелодичная, музыка неэстетичная -- это... ЭТО БОР-МА-ШИНА!! Или... ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДУШЕГУБКА!!

Ну таки да, раз на раз не приходится. А ситуационный контекст -- на ситуационный контекст, соответственно.

>Наркота, соцсети, детский суицид, попса. «Суета в пустоте». Гениальное предвидение, внятное предостережение. Не услышали. ... Для них это слишком «многабукоф».

Мне кажется, об этом типе "технологической сингулярности" довольно честно пишет Вадим Проскурин. "Дверь в Полдень", "Восемь дней Мюллера" и прочее. Походе, что Лем на Лема тоже не приходится, а?

"-- О да! -- согласилась Алиса. -- Какой роман, такой и финал."

Впрочем, ещё не финал. Покуда.

В частности, если обращать внимание на некоторые маркеры, то похоже на то, что человеческая цивилизация готовится стать средообразующим фактором для кое-чего отнюдь не аналогового. Ну да, "Терминатор". Или, от обратного -- "Превосходство".

Будем посмотреть, как оно с сопутствующей проблематикой "прожуётся". И сколь сильно всему ситуационному контексту -- впрочем, скорее мета-контексту" -- икнётся отстутствие или нехватка... многого.

В том числе и Тропы (с её-то, в свою очередь, дефицитом времени). Например.

Edited at 2018-06-10 06:24 am (UTC)