?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 245
   "… Я пользуюсь определением Павлова: инстинкт – это врожденная или безусловная реакция. Да, но инстинкт не только реакция. Он не только отвечает – он побуждает. Он – Побуд. И в этом его мощь. Он побуждает знать, творить и не отступать, – даже когда он не господствует. Потому что он – высший инстинкт человека". "..."дух" – это сила воображения. Воображение – высшая способность разума. Воображение, как высшая способность разума, действует, как инстинкт: оно и есть высший инстинкт. Он проявляется как инстинкт культуры. Всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры, какими бы благими намерениями ни руководились подавители воображения".
Яков Голосовкер "Имагинативный абсолют".
   "Воображала – хвост поджала!".
   Детский школьный и дворовый фольклор 50-х годов XX века.

  Вернувшись из заключения в сталинских лагерях, Яков Эмильевич Голосовкер узнал, что все его рукописи сожжены. Остаток жизни он посвятил тому, чтобы восстановить по памяти хотя бы малую их часть, но в 1943 году сгорают весь его архив и вся библиотека. Для меня Голосовкер, в первую очередь, – открыватель Закона Не исключенного Третьего. Этот Закон расположен в фундаменте Тропы и различим даже в мимолётных её проявлениях.
   Культура, по Голосовкеру, имеет естественное природное происхождение – как способность понимать и создавать смыслы. Такого простого и ясного входа в педагогику я не знал и не умел представить до знакомства с Яковом Эммануиловичем. Благодарю тех, кто занят посмертной публикацией его трудов. Моё почтение и благодарность ему безмерны. Смотри, дружище, Голосовкер ещё пишет, что дух "спасает культуру от вакуума мира и даёт ей одухотворенность". И что "поэтому торможение воображения, торможение его свободы познания и творчества всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой. А это значит: угрожает заменой культуры техникой цивилизации, прикрываемой великими лозунгами человеческого оптимизма и самодовольства, а также сопровождаемой великой суетой в пустоте, за которой неминуемо следует ощущение бессмыслицы существования со всеми вытекающими отсюда последствиями: усталостью, поисками опьянения, скрытым страхом, нравственным безразличием и прочими продуктами цинизма и свирепости".

   Наркота, детский суицид, попса. "Суета в пустоте". Гениальное предвидение, внятное предостережение. Не услышали. Сила есть – ума не надо. Для них это слишком "многабукоф". И ещё. "В эпоху, когда вместе со стремлением к абсолюту и постоянству из сознания исчезает сама идея абсолюта, т.е. идея безусловного, совершенного, идеального и т.д., культура сходит на нет: исчезают свободная философская мысль, подлинное искусство как самовыражение творца, высокая честность, бескорыстные великие открытия науки. Налицо только корыстные открытия как прогресс техники для торжества власти человека над человеком и торжества насилия над природой и людьми, прокламируемые как их освобождение".
Яков Голосовкер.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag


>Вернувшись из заключения в сталинских лагерях, Яков Эмильевич Голосовкер узнал, что все его рукописи сожжены. ...в 1943 году сгорает весь его архив и вся библиотека.

Осмелюсь заметить, что некий странствующий архимагистр Т. Воланд крайне скептически высказывался о поведении некоторых форм-факторизированных метатипах структурирования информационного континуума в условиях температуры 451F. Впрочем, говорят, он тогда сказал короче: "Рукописи -- не горят." Понятно, что он имел ввиду несколько более сложные нюансы, но само наличие концепции всё-таки обнадёживает. Некоторым образом.

>Смотри, дружище, Голосовкер ещё пишет, что дух «спасает культуру от вакуума мира и даёт ей одухотворенность». И что «поэтому торможение воображения, торможение его свободы познания и творчестваа всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой.

>всегда угрожает самой культуре вакуумом и пустотой

Здесь можно и должно лицезреть ни что иное, нежели очередной пароксизм известной "биды" (это интернет-мем такой, ежели что), под названием "тупой регламент "по мотивам хорошей идеи"". В данном случае -- по мотивам рацеи о том, что "чаша полезнее тогда, когда пуста". Ну, в общем, полезна: если приложить её к уху, то возможно, станет слышно лучше... что-нибудь. Конфуз может выйти, к примеру, если целью таковой спектакуляции окажется вслушаться в "попсу и киксу" заместо созвучий Природы. Хотя и это, как ни странно, не критерий ни разу: стоит вспомнить одну туманную легенду металлургов о "Болеро" Мориса Равеля.



"-- Может было всё не так, может люди просто врут." (с)

Но есть ведь устойчивое заблуждение "Об умирающем лебеде": сам автор был такой трактовкой когда-то неслабо удивлён, если не сказать хлёстче. В оригинальной сюите Камиля Сен-Санса лебедь не умирает. Даже не прихрамывает. Там все живые и все танцуют. Даже слон (украдкой: "ну правда же -- а мало ли чего"). Занимательное сравнение, да.

>А это значит: угрожает заменой культуры техникой цивилизации, прикрываемой великими лозунгами человеческого оптимизма и самодовольства, а также сопровождаемой великой суетой в пустоте...»

Если вспоминать доктора философии неооптимизма Опира проповедника "магии здравого смысла" Дейла Карнеги -- то навскидку вспоминается только история с электромоторами и вывод: "разве не разумно держать голые руки подальше от их перегревающихся кожухов?"; и логично возникает вопрос: концепция "мембран" (та, что в "Записках.../Письмах...") является развитием живой составляющей этого вывода, или же вывод является "упрощением и опошлением" частным случаем применения идеи "мембраны" обусловленных вполне себе конкретной ситуацией обстоятельствах?

Как же там, у Шостаковича:

-- Музыка негармоничная, музыка немелодичная, музыка неэстетичная -- это... ЭТО БОР-МА-ШИНА!! Или... ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДУШЕГУБКА!!

Ну таки да, раз на раз не приходится. А ситуационный контекст -- на ситуационный контекст, соответственно.

>Наркота, соцсети, детский суицид, попса. «Суета в пустоте». Гениальное предвидение, внятное предостережение. Не услышали. ... Для них это слишком «многабукоф».

Мне кажется, об этом типе "технологической сингулярности" довольно честно пишет Вадим Проскурин. "Дверь в Полдень", "Восемь дней Мюллера" и прочее. Походе, что Лем на Лема тоже не приходится, а?

"-- О да! -- согласилась Алиса. -- Какой роман, такой и финал."

Впрочем, ещё не финал. Покуда.

В частности, если обращать внимание на некоторые маркеры, то похоже на то, что человеческая цивилизация готовится стать средообразующим фактором для кое-чего отнюдь не аналогового. Ну да, "Терминатор". Или, от обратного -- "Превосходство".

Будем посмотреть, как оно с сопутствующей проблематикой "прожуётся". И сколь сильно всему ситуационному контексту -- впрочем, скорее мета-контексту" -- икнётся отстутствие или нехватка... многого.

В том числе и Тропы (с её-то, в свою очередь, дефицитом времени). Например.

Edited at 2018-06-10 06:24 am (UTC)