?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Письма Навигатору. 25
   Надо понимать, что твоя или моя группа – образование возрастное. Ты проводишь группу, в которой большинство имеет возраст 10-13 лет. Почему? К десяти годам приходит понимание себя в мире, масштабирование себя в социуме. Приходит оно чаще в виде озарения, когда горизонты бытия вдруг мысленно и чувственно расширяются, и ты из человека своей избы, хаты, квартиры, семьи вдруг сам для себя вырастаешь в человека своей улицы, города, страны, а то и Планеты. Ростки этого озарения появляются уже лет в восемь. В девять они становятся внятными, и ты существуешь уже как собственное предчувствие значимого существа, способного не только к познанию мира и приспособлению к нему, но и к изменению познанного, к созданию мира своего. В десять лет ты начинаешь кучковаться со сверстниками, обмениваясь знаниями возможных изменений и всячески сигналя о своей готовности примкнуть к стае, с которой тебе по пути.
   К одиннадцати годам поиск сообщества становится доминантой, иногда мучительной: ты готов многим пожертвовать для своей стаи, иногда и самим собой и, если стая не появилась или не приняла тебя, ты испытываешь тяжкие страдания. В древности таких подростков отрекали от дома (отрок) и гнали вон – пусть там ищут своё – как дети они уже не дети, но и трудиться как взрослые еще не способны.
В этом месте, в этом периоде жизни и существует твоя группа. Это её или подобную ей ищет одинокий и враз одичавший в родной колыбели подросток. Колыбелька уже мала ему, она выталкивает его или уродует, как прокрустово ложе. Между детством и юностью лежит твоя страна. Именно она закрывает собой дыру отрочества, становится мостом над пропастью первобытного группобразования, над охлосом и криминалом, над ужасом Повелителя мух.

  В двенадцать лет быть без группы немыслимо, болезненно и опасно. Это будет значить, что человечество не приняло тебя в свои ряды, хоть какие-нибудь, что ты родился зря и существуешь в мире только по оплошности родителей. Ты – ноль, ты – никто. А на очереди – твои тринадцать лет, когда ты несешь в себе собственное предчувствие отца, главы семейства, на которого можно опереться. Четырнадцать – время ухода из группы, если ты в ней был. Ты уже многое знаешь, многое умеешь и можешь сам. Ты состоялся как человек, как мужчина. Все твои устремления оборачиваются к поиску надежной пары – это и есть первое в жизни естественное планирование судьбы.

   Уход из группы должен сопровождаться самым естественным хлопаньем дверью, а то и отталкиванием от того, из чего вырос, ногами. Так в онтогенезе, и каждый раз ты должен думать как это взаимно смягчить. Он уходит создавать свой очаг, "огонь племени" уже померк для него, и это нужно понимать и уважать. Мы с тобой – временные для них. Как очень нужные когда-то игрушки, как курточка, из которой безнадёжно вырос. Никакой грусти в этом нет, дружище. Новые 9-10-летние приходят и занимают их место, исследуя через группу множество проверенных необходимых человеку навыков, умений и свойств. Выросшие уже проживут без группы, а этим она нужна как жизнь.

   Младшеньких, которые рвутся в группу, бери. Лет с шести. Иметь в общинной детской куче младших братьев и сестер – хорошо. Они всегда дополнительно гуманизируют группу и очень часто получают своё удовольствие и свою пользу, а будущие отцы будут иметь навык общения с младшими, он очень им пригодится и станет вкладом группы в после последующее поколение.
   Формирование у ребенка самоощущения и мирочувствия, самооценки и её консоли более всего происходит без слов и образов – прямыми ощущениями, данными нами ему в приветствие. Называлось это "пе́стовать" ребенка, у меня дома где-то могла сохраниться старая книга с "пестушками" – набором ритмических звукосочетаний, похожих на междометья. Для мальчиков и девочек разного возраста существовали разные способы пестования и разные "пестушки". Ещё лет пять назад я слышал, как молодая женщина в автобусе рассказывала подруге про своего мужа: "Как с работы придет, руки помоет, но не ест, а маленького всё тетёкает и тетёкает". Пестует то есть. Даёт возможность ребенку радостно и совместно ощутить свой рост, вес, подвижность членов и удовольствие от неё, да и всё прочее содержание мира, которое ребенок несет в себе.
   В пестовании и "пестушках" нуждаются все, но особенно они необходимы ребятам с особенностями развития – параличами и парезами, проблемами опорно-двигательного аппарата, морфологическими аномалиями и разного рода неврозами. По сути, пестование смотрится как загово́р, но этих загово́ров можно на лету придумывать миллионы, и все они будут работать. Главное в этом деле не знание, а любовь, которая правильно выстроит ладонь взрослого, берущего руку ребенка, насытит тембр голоса теплыми и нужными тонами верно угадает ритмы, которые нуждаются в поддержке в организме ребенка.

   Ребенок должен быть не только выкормлен, воспитан и обучен, он должен быть вы́пестован. Только в этом случае он самоутверждён, знает себя и владеет телом и волей. А для ребенка, который еще не говорит, пестование – вообще единственная возможность взаимодействия с внешним миром.
   Пестовать нужно всегда, пока не сольется он, выросший в прикосновениях любви, со своей парой в брачном танце; только тогда "пестушки" останутся в прошлом, но он тут же вспомнит их и включится в этот вид жизнетворчества когда у него родится ребенок.
   Я умею пестовать. Сумеешь и ты, когда захочешь. Увидишь, как малыш улыбается тебе, услышишь, как он говорит с тобой, отвечая на ритмы и звуки. Это восторг, попробуй, но не бери его пальцами, только ладонью.
   С конца 60-х годов я вижу всё больше не выпестованных людей. Это не просто грустно и экономически невыгодно, это – опасно. Черствость, эгоизм, неблагодарность, криминальный эгоцентризм, всякого рода отмороженность, агрессивность и так далее – результаты отсутствия пестования, живых колыбельных песен и самого низкого расположения ребенка на социальной лестнице.
   Оставшись в прошлом, как забытое величайшее проявление народного педагогического творчества, пестование не возродится там, где все родительские обязанности выполняет робот-тренажёр, электронная няня и компьютер. Человеку, чтобы быть человеком, нужен человек.

   Совсем неплохо, когда твой папашка ориентируется в лесу, умеет взобраться на гору, разжечь костёр и сделать маме удобную сиделку даже у самого временного очага. Всё это я рассказал про "домашних" детей.

   У интернированных (детдом, интернат и т.п.) всё по-другому. Они принудительно живут в сообществе – жестком и жестоком, зверином, первобытном. Искорёжено и затоптано их течение детства. Порядок детства должен быть свят.
   Шестой интернат. Комарик написал слово "малина" с двумя "л".
   – Андрюша, – говорю я. – Малина пишется с одним "л".
   – Нет, – уверенно говорит Комарик. – Так вкуснее.
  Он улыбается, слегка запрокидывает голову. Значит сейчас сморщит нос и будет хохотать. "Маллину" мы ели летом в лесу, её было так много, что в середине малинника явно должен был прятаться медведь.
    Комарик уже сморщил нос и хохочет. Он всегда так хорошо хохочет, что все смеются вместе с ним, и я тоже. Андрюшка Комаров выживет в интернате – сохранит душу. Тот, кто умеет так смеяться, обязательно выживет в интернате. Надо только заботиться о том, чтобы ему хоть пару раз в неделю было смешно. Секунду мы с ним смотрим друг на друга, и нас обоих схватывает хохотом, сквозь который трудно вдохнуть воздух. Мы выживем в интернате.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “Письма Навигатору” Tag

  • Письма Навигатору. 48

    (Надиктовано в телефонном разговоре 26.10.18) Любовь - ян совести. Совесть - инь Любви. То и другое от Бога, но нет там "другого", всё…

  • Письма Навигатору. 47

    (Надиктовано в телефонном разговоре 26.10.18) Будущее имеют только те государства, логика развития которых лежит внутри логики развития…

  • Письма Навигатору. 46

    "Мы не человеческие существа, переживающие духовный опыт, а духовные существа, переживающие человеческий опыт" (Тейяр де Шарден). Бог…

  • Письма Навигатору. 45

    Группа состоит из множества своих Эйдосов, в том числе и твоих, но где чьё уже не разберёшь и это неважно. При осуществлении логосов и эйдосов…

  • Письма Навигатору. 44

    В общую мелодию вплетается тема каждого. Общая мелодия из них состоит, но ими не является. Как закреплять робкие позывы к совершенству, к…

  • Письма Навигатору. 43

    Степень свободы для каждого все время увеличивается, как и степень ответственности. Молодая группа, обретая всё новые степени свободы, обнаруживает,…