?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 283-1
   "А может, и были в Градове герои, только их перевели точная законность и надлежащие мероприятия.
   Отсюда пошло то, что, сколько ни давали денег этой ветхой, растрёпанной бандитами и заросшей лопухами губернии, ничего замечательного не выходило".
А. Платонов
* * *

   Я обещал тебе написать про "детей-404" на Тропе. Не берусь сказать, сколько их было, и ты вскоре поймешь, почему.
   Охлос довольно оголтело отвергает таких ребят, оставляя им самые нижние места на социальной лестнице, и почти всегда устраивает травлю, единственным выходом из которой случается только смерть. Это отрыжка средневекового межгруппового восприятия там, где для этого осталась почва.

   Обо всём этом мы еще поговорим, но сначала будет к месту заглянуть к Андрею Платонову в его "Город Градов" и послушать рассуждения его героя – советского чиновника не ахти какого полета и не самого высокого кресла.

   "Самый худший враг порядка и гармонии, – думал Шмаков, – это природа. Всегда в ней что-нибудь случается…
   А что, если учредить для природы судебную власть и карать её за бесчинство. Например, драть растение за недород. Конечно, не просто пороть, а как-нибудь похитрее – химически, так сказать!".

   "Что нам дают вместо бюрократизма? Нам дают – доверие вместо документального порядка, то есть дают хищничество, ахинею и поэзию.
   Нет! Нам нужно, чтобы человек стал светлым и нравственным, потому что иначе ему деться некуда. Всюду должен быть документ и надлежащий общий порядок".

   "Канцелярия стала их милым ландшафтом. Серый покой тихой комнаты, наполненной умственными тружениками, был для них уютней девственной натуры. За огорожами стен они чувствовали себя в безопасности от диких стихий неупорядоченного мира и, множа писчие документы, сознавали, что множат порядок и гармонию в нелепом, неудостоверенном мире".
   Название большого социально-философского труда, написанного Шмаковым: "Принципы обезличения человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия".

   Как ты понимаешь, в мире этих деятелей ничего не изменилось, и они сидят везде, куда нестандартные дети могли бы обратиться за помощью и поддержкой.

Следующая наша с тобой тема: происходят ли нестандартные в любви дети лишь в момент вручения им, например, аттестата зрелости или в свой 18-й день рождения.

   Нет, их особенности складываются (происходят) до их рождения при всём их разнообразии, включая очень разные степени инакости.
   То есть, мы имеем дело с природным явлением, а не девиантным поведением, навязанным агитацией и пропагандой. Принимая рыжих, леворуких и прочих "нестандартных", общество должно отбросить предрассудки и принять этих ребят как своих детей, как граждан своей страны, как зеленоглазых и родных, а не со скрипом, как принимают на производстве брак. Я знаю их и свидетельствую, что это – полноценные люди, часто дающие фору "натуралам" в человечности, уме и совести. Они никак не исковерканы своей особостью, их деформирует не их особенность, а отношение к ней общества. При этом они, несомненно, полноценные и достойные члены этого же общества. Болевая точка расположена именно здесь. Идем дальше. Я уверен, что термин "сексуальная ориентация" для детей неприменим – он для них некорректен. В том вихре чувств, формирующих поведение, в котором ребенок существует, невозможно отсепарировать сексуальное от не сексуального, а когда в подростковом возрасте добавляется выращенное поисковое поведение, то вообще нелепо в таком калейдоскопе что-то полагать. Отграниченные друг от друга термины разъятого мира, применяемые к ребенку, искажают его для нас в угоду взрослым представлениям о ребенке и о мире.
   Отношение к содержанию ребенка и его поведению, в первую очередь, вопрос этики, а уже потом всех прочих уложений. Этика же не предусматривает никакой предвзятости, даже если это взрослые подозрения в отношении ребенка о его скотских грехах. Выбираясь из этих философических, религиозных и мировоззренческих паутин, ты будешь, ровно как и ребенок, натыкаться на «растяжки», зависать в лабиринтах и падать в каменные мешки, пока утреннее солнце не осветит и не упростит мир до его высокой естественной мудрости.

   Пронзенный копьем своей инакости, такой ребенок пуще боли и смерти боится огласки – мнение сверстников о нём слишком много значит.
   То, что смотрелось разрозненными причудами, вдруг выстроилось в текст, который звучит как приговор, хуже приговора: "Я – другой. Я не такой как все".

   К этому моменту самоосознания ребенка ты уже должен иметь нерушимую репутацию "черного ящика" – ребенок придет к тебе. По его знакам, по его (искомое слово) ты давно догадываешься, что он инакий. Или не догадываешься, значения не имеет. Никаких ахахах, никаких обмороков и заламываний рук – ты совершенно спокоен. Ну да, бывает родинка на скрытом месте, но она – особенность, она не составляет сути человека, и только специальное отношение окружающих к этой родинке может изменить её суть – но не она сама.
   Ты – не психолог, не сексолог, ты есть только ты, и не более. Но первое, что тебе нужно понять – собственное отношение ребенка к своей родинке. Он хочет ее скрыть? Он хочет от нее избавиться? Хочет знать что это такое, чтобы на основании знания принять решение? Разберись в этом мягко, быстро, но пристально. Первое что стоит исключить – вектор суицида. Твоё доброе спокойное отношение – хорошая подпора чтобы не свалиться в пропасть. Подпору эту надо вырабатывать заранее – она в любом случае пригодится.
   Обнаружив в тебе вместо "ужас-ужас" благожелательный интерес и сердечное участие, ребенок проверит их на прочность, после чего сам засомневается в своей самооценке.

   Поисковое поведение подростков содержит в себе массу полярно противоположных по смыслу, значению и содержанию поисковых игр, нормальной частью которых является и гомоэротические игры. Застав себя собственным вниманием в момент такой игры, ребенок может оказаться сраженным ложной догадкой о себе, и это перестанет вмиг быть игрой и станет состоянием шока.
   Твоя задача при первой беседе обозначить все версии и варианты его мнимой или настоящей девиации и дать ему равные шансы свободного поиска путей и себя.
   Разумеется, я говорю сейчас с человеком тактичным, чутким, стабильно устойчивым в своей культуре. Всех прочих я в эту тему не приглашаю.
   Твоя задача – помочь человеку быть (стать) самим собой, это не простая задача, решается она тяжким грузом оценочных отношений, культурных табу и конформистских соблазнов самоунификации. Но ты не один – с этого момента вы работаете над проблемой вместе, а это очень много и очень важно.

(2018)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “экстремальная педагогика” Tag