?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 214
   Изобретения и открытия делает дух мятежный. Государству такой дух не нужен, а открытия и изобретения нужны. Оно ждёт от школы, что та сумеет засунуть мятежные духи в безмятежные тела, но задача слишком сложна и решается криво: мы чаще всего имеем на выходе никакого ученика или ездим к нему с передачками в дурдом или колонию.
   Активное противодействие духа незнанию, всяким "так принято" и "так положено", собственному непониманию и косности ведет к совершенствованию мира, но это активное сопротивление нещадно и бездумно подавляется сызмальства – с целью обеспечения спокойствия граждан и общественного порядка в школе, семье, на детской площадке.
   Разумеется, я обращаюсь к умным людям, имеющим больше, чем рубильник на два положения "всё запретить – всё разрешить", умеющим отличать зёрна от плевел и везение от невезения.
   Животные воспитывают детенышей мудрее, чем люди. Только в самом крайнем, исключительном и редком случае зверь огрызнется на детёныша, если тот уж вовсе "достал", вылетел играючи из поля уважения к достоинству другого существа. Но я не знаю, что было бы, если бы зверь ежедневно ходил на нелюбимую работу, терпел унижения от нелюбимого начальника, а после работы скандалил на кухне с нелюбимой женой.
   Ребенок и вовсе не очень-то разделяет для себя дух от тела, в мятежном теле – мятежный дух, как и наоборот. Собственный мятеж беспокоит и самого ребенка, но тут уже его право – не отличать сначала упрямства от настойчивости.
   В детском мятеже, как ни в чем другом, точно и подробно может быть прочитана личность ребенка, но нельзя давать ключи от прочтения всем подряд, среди них много таких, которые хотят "выключить" ребенка, чтобы не мешал, и не сильно озабочены его суверенитетом.
   Мы подступили с вами к пониманию того, что протестное поведение не обязательно является реакцией на внешние обстоятельства, но может быть и внутренним, глубинным свойством личности, а это уже иная мотивация, нежели простое желание рикошетных действий.
   Кому-то тут же захочется примеров, их тьма в вашей памяти и в вашем жизненном опыте, но тут обойдёмся без них: ничто так не упрощает мысль, как пример. Не будем опошлять примерами вашу безусловную способность охватить проблему вашим замечательным умом "как есть", а не "например". Пример – рядом с вами и вечно страдает какой-то ерундой.

   Поберегитесь предполагать "цель" детского протеста, если он не рикошетный, вероятность ошибки огромна, сам ребенок, как правило, этой своей цели не знает, но формулирует или представляет ее себе и другим как рикошетную "потому что" или "для того, чтобы", хотя она рикошетной вовсе не формируется и так же естественна, как неизвестна. Мятеж, протест – части характера, рожденные уникальной конституцией личности и присущие ей органически, а не как феномен на ровном месте. Чем дальше в личности от ровного места, тем интереснее бывает человек (ребенок), тем больше у него шансов помять бока себе и другим, стремясь к открытиям и изобретениям, к нарушению непреложного и размеренного течения вещей.

   В отношении мятежных детей педагогика нынче похожа на психиатрию: вылечить не можем, только подавить, снести, уничтожить её вместе с зернами. Ровно так же, как психиатрия ничего не может вылечить, педагогика не может изменить, когда самые жесткие силовые спецоперации против ребенка оборачиваются уничтожением пациента как личности или обретением бесценного опыта быть «вопреки», а не "благодаря".

   Если вы устойчиво (исторически) являетесь другом мятущегося ребенка и допущены им в его сферу мотиваций, вам не составит большого труда вместе с ним конструктивно разобраться с его протестом, это снизит его пафос и переведет течение в спокойное русло. Любовь к ребенку в этом случае обязательна, включите её, вы же знаете, где у вас кнопка. И постарайтесь вести себя мудро, но самым нечеловеческим образом, как животные, которые терпят от детенышей почти всё, но – как человек – будьте открыты к интеллектуальному и эмоциональному сотрудничеству, а если повезёт – к совместной научной работе внутри личности вашего ребенка.

   От мятежей и протестов, что важно, следует отделить капризы, которые чаще всего связаны с физиологическим, а не психологическим состоянием. Поискав причины дискомфорта в сфере физиологии и всяких дисфункций, вы, скорее всего, эти причины найдете и сможете устранить – при наличии градусника и чутья это не сложно. Единственное что при этом стоит учитывать – то, что ребенок своими капризами привлёк внимание друга, а не вызвал прислугу для устранения дискомфорта.

   Хорошую модель собственных действий при протестных проявлениях ребенка вы сложите, глядя на его игры, где игрушечные персонажи и ситуации подскажут вам – как сам ребенок реагирует на чей-то мятеж или протест. Если он подавляет их силовым образом, а не созидательной деятельностью, участием души, - насторожитесь и постарайтесь компенсировать результаты собственных ваших ошибок.

(2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag