Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки до востребования. Отрывок 261
Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке.
Не редактировано и не вычитано автором.

<...>…
Как <...> авторучки!!! Сегодня пойду искать ещё какую-нибудь, я должен писать, а не сачковать. Гелевая пишет два дня и привет…
Шариковая пишет два…
<...>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
пойдет

-

Каждое животное, которое растит своих детенышей, вряд ли имеет высшее педагогическое образование. Одни бросают детенышей, едва родив их, другие годами таскают на себе, пестуют и обихаживают, вводят образованными в сложный мир сложных существ. Найти общие знаменатели этих древесных, плывущих, ползущих, летящих и бегущих с разной степенью теплокровности педагогик, выделить их, сформулировать общие закономерности – хорошая задача. Дело не в том, что «крыша учит камень катиться», а в общности разниц между камнем и крышей, самцом и самкой, взрослым и ребенком. Динамика воспитания – непреложное его условие, если природа не распорядилась по-другому. Только люди, зафиксировав себя и ребенка в статическом положении, читают ему нравоучения и морали, почти не догадываясь, что обратного перевода слов в чувства и навыки не происходит. Училка рисования говорила нам, что главное – правильно положить руки на парту, сложить их как положено, по единому образцу. Я научился правильно класть руки на парту, но до сих пор (мне 71) ничего не умею нарисовать. Статика, которая годится для диалога, в монологах себя не оправдывает и никакой пользы не приносит.
Поэтому я думаю, что одно из главных свойств обучения (воспитания) – его динамичность вкупе с психомоторикой вообще. У бегущего гепарда и стоящего моллюска разные детёныши, но мы говорим о людях, о ком бы ни говорили.
Второе – необязательность образования для образуемого. Жизнь подсказывает ему целесообразность образования, воспитания, но не требует их от него. Образование становится ценностью для образуемого, он рассматривает его как добычу, как цель. Это рождает ученический азарт.
Третье – цельность образования и жизни. Образование – не приложение к жизни, а сама жизнь. Все, кроме человека, далеки от того, чтобы обучать детеныша строительству снежной хижины в жаркой пустыне или решать задачу с условными яблоками в уловных руках.
Остальное подскажет Природа. Чтобы петь песенку, не обязательно знать ноты, но нужно владеть голосом.

(2017)

Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

?

Log in

No account? Create an account