?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 182
   Если мне хоть когда подставить под руки клавиши, я сразу заиграю, потому что я никогда не перестаю играть. Клавишей для большого пальца служит указательный, а большой – клавиша для остальных четырех. Клавиши мне можно подсунуть и ночью, я проснусь и заиграю, но если не проснусь, то не заиграю.
   Ни Вероника, ни Летный, ни я не вернёмся больше домой. Мы не откроем вам дверь, как всегда, не спрашивая "кто там" и не заглядывая в глазок. Что еще можно сделать с Тропой? Что они еще не пробовали? Не знаю. Усилия их бесполезны, Тропа была, есть и будет. Она – природное явление, которое ни запретить, ни расстрелять. Её слагаемые органичны для человека, они – его естественные свойства, вполне ему присущие. Кто не хочет карабкаться вверх и взять высоту?
   Кто не хочет брать высоту по безопасному удобному пути?
   Кто не хочет открывать новые земли, имея возможность дойти до них?
   Кто не хочет делать всё это в компании симпатичных, порядочных людей, в обстановке взаимопомощи и взаимного доверия?
   Вот вам и Тропа.

   Можно перечислять ещё что-то, но этого вполне достаточно для того, чтобы она была. Добавлю, что вершины и новые земли познаются только личным присутствием, то есть пешком. Всё другое – экскурсия. Духовное "присвоение" богатств происходит только при непосредственном контакте с ними, оно равно познанию. Никакой транспорт и никакие симуляторы не работают на познание мира и себя в нём.
   "На дальней станции сойду,
     Трава по пояс".

   Настоящий человек – всегда пешком.

   "Присвоение" духовных богатств обогащает их вашей душой, её присутствием и участием. Это взаимный процесс, он лежит в основе охраны природных объектов и субъектов. Сопереживание красивому ландшафту не только обогащает вас, но и защищает его. Если же маленько отступить от эгоцентричной модели, то вы найдете ещё великое множество (социокультуро-природных) взаимодействий. Тот, кто хорошо заботится о братьях меньших, становится хорошим отцом и верным другом. "Становится" – слово неточное - он уже таков.
   Тропа не приемлет охоту на любых представителей "носастого" мира, кроме фотоохоты и убийства ради собственного выживания ("носастые" – все, кто не люди, но живые обитатели Земли. Чаще всего мы так зовём лесных зверей).

   В истории человечества много кровавых экскурсий. Они громкие, заметные, потому и входят в историю. Познание пешком – всегда тише, оно не предусматривает в своих атрибутах оружие нападения и похоть захвата. Вырастить человечество, "познающее пешком" – нормальная задача, время для решения которой пришло, это доказали "экскурсии" XX века. Каким человечество хочет видеть себя – такими пусть растит своих детей, учит их пропалывать баобабы и любить свою розу во всех её воплощениях и смыслах.

   "Заметить – разглядеть – полюбить" – самый простой ключ к взаимодействию с природой, для того, чтобы не быть ни ее гостем, ни её хозяином, а быть как есть – ее неотъемлемой частью – быть природой. "Человек и природа" – конструкция очень сомнительная, человек и есть природа. Заглядывать в общие знаменатели её законов – нормальная человеческая потребность.
   Всё, что есть природное на Тропе, лечит человека, избавляет его от множества синдромов искусственного, вынужденного разбазаривания жизни и судьбы. Пригласив Природу на ставку учителя жизни, Тропа ничуть не прогадала, а только вернула для человека понятие выгоды к его настоящему значению, – духовному освоению вселенной, полному её захвату по схеме "заметить – узнать – полюбить".
   Впрочем, узнать – это и есть полюбить, равно как и наоборот. Остается только заметить. Время подчинять и подчиняться для человечества прошло, пора браться за ум. Даже у такой дикорастущей цивилизации, как нынешняя, ум вполне есть. Он большой скромник, не вешает на себя опознавательные знаки, не стремится во власть, но его легко можно различить по повадкам, по стилю. От ума бывает горе его владельцу, и он спокойно может жить долго и счастливо в маске оболтуса или закомплекcованного аутсайдера.
   Пока уму указано место пребывания на задворках бытия, общество будет пребывать на собственных задворках, а его законное жизненное пространство заполнит власть. Булат Окуджава давно внятно сказал всё то, что я пытаюсь изобразить здесь своими словами.

   Любая цензура для природы нелепа, как и любое принуждение. Имея рабовладельческое мышление, понять это невозможно. Поэтому за пределами власти остаются те, кто больше всего заслуживает быть ею. Пока эти механизмы вхождения во власть будут сохраняться – ничего не изменится. Каждое новое поколение исполнит себя по закону онтогенеза и остановится в развитии там, где в данный момент топчется человечество. Странный аттрактор не зря зовется странным – для существенного изменения качества системы нужны странные люди с не общим выражением лица и присутствием особых примет. Этих странных двуногих аттракторов много среди детей – жизнь еще не успела их унифицировать. На Тропе они вполне становятся референтной группой внутри тропяного сообщества и почти шутя поднимают его на новые уровни, порождая то самое "педагогическое чудо", которое нам мифологически приписывают. Да, это ежемоментное движение в неизвестность, но разве не такова сама жизнь? Когда она ансамблева, ты во многом защищен от ошибок, сообщество нивелирует их, а если ты творишь, играешь жизнь, то тебе некогда испытывать страх ошибки: любая ладная импровизация мигом превращает ошибку в шутку, в инверсию, в игру. Когда-то я хотел на старости лет написать книгу "Джазовое мышление в педагогике", она была бы ровно об этом. О настройке инструмента, то есть – себя.
   Можно записать на ноты сыгранную жизнь, но нет нот, по которым ее можно сыграть. Смелее, пожалуйста.

   Рафинированная группа, занимающаяся самосовершенствованием в отрыве от реальной жизни и реальной деятельности, не обладает способностью роста – ей незачем расти. Она так и останется кружком, не дотянув даже до качества клуба. Уровень желаний создает сама жизнь, а не умозрительные репродукции на тему как жить лучше и как жить веселее. Высокая цель предусматривает подъем к ней, восхождение, в которое вовлечен весь коллективный организм. Выдумывать цель не надо, – вокруг полно реальных забот, требующих участия и качественной работы. Цель должна быть расположена вне группы, выше группы и предусматривать поступательное восхождение к ней. Внутри группы лежит не цель, а целеполагание. Тропа пятнадцать лет ходила по заросшим склонам, прежде чем стала делать тропу. Карта может врать, компас может крутиться в поисках магнитной опоры, но реальная тропа – всегда настоящий путь. Старые тропы – абсолютный тому пример.
   Как же можно убить Тропу? Никак.
   Отравить у людей представление о ней? Облить грязью? Стереть с лица Земли? Всё это поздно, путь проложен. Неутомимые "шесть процентов", которые вечно что-то ищут, его найдут. Эзоповская Лиса, которая имеет свое мнение в области знаний, – не указ, сталкеры всё равно пойдут в зеленые виноградники и "научное" знание Лисы будет опозорено их чудесными открытиями.
   Уничтожение "мокрецов"можно поставить на конвейер, но от этого дети не перестанут "думать туман" или думать себя.
   Футурология прекрасна тем, что не уделяет места для того, чего "не может быть". Быть может всё. Гамлетовский вопрос, прозвучавший вновь в известной песне "Если у вас нету тёти...", не решается с помощью административного или силового ресурса. Природа на него отвечает однозначно и намекает на множество нераскрытых смыслов, неведомых пока несмышленому человечеству.
   Предчувствие великих открытий приносит спокойствие и улыбку. Дети получают полётное задание при зачатии, а после рождения начинают пробовать поисковые траектории полетов, будто все они – чайки имени Ричарда Баха.

(2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag