Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки до востребования. Отрывок 167
Юрий Устинов
2015-2017
Часть текстов утрачена при пересылке.

Не редактировано и не вычитано автором.

Нынешние жилища горизонтальны.
Проживая в одном горизонте и с ангелами, и с чертями, ребенок нуждается в персонификации зла.
Оно не может и не должно быть абстрактным.

Ребенок ищет – где, в ком он может персонифицировать зло. Без этого действия, без позиции «от противного» его картина мира неполноценна, и он чувствует это.
Чтобы надежно отречься от бяки, надо примерить её на себя и почувствовать реальное отвращение. Маска, сорванная с себя, получает свое внятное место в атрибутах миропорядка и становится победимой – потому что зло опознано, распознано, потому что появился опыт распознавания зла.
Ощупывая границы своего возможного поведения, ребенок различит их целесообразность или искусственность, порядок перехода через границы и возможность ее нарушения, последствия самых разных операция с границей как таковой.

В обычном многовековом семейном доме нечисть жила под полом, ангелы – на чердаке. Человек родился в уже размеченном мире, где у добра и зла были свои территории. Ночь была условным подполом, маленькой смертью, путешествием в темный мир. Источник света продолжал ночные тени и страхи, корни которых там, где у человека еще не было дома вообще – всё, что расположено за спиной, могло обернуться смертельной опасностью. Страх неожиданного-неизвестного, живущий в каждой клетке, ослабевает, если внятно заселяются территории тьмы и света, добра и зла.
Освоив в раннем детстве вертикаль добра и зла, ребенок принимается за множественные смыслы горизонтальных отношений, когда сверочный вертикальный эталон «зло-добро» молчит. В этой постоянной сверке вертикальной оси с горизонтами жизни пройдет вся жизнь.

Не найдя моделей и обителей зла в рафинированном мире «добропорядочного» воспитания, ребенок устремится к игрушкам и играм, и ваш дом какое-то время будет населен не очень симпатичными существами. Вас насторожит заинтересованность ребенка в их присутствии и его контакты с ними. Временами будет казаться, что он их копирует, так и есть, но копирует, чтобы отречься, если окружающим его миром правит добро.
         – У меня добра нет?! – возмутился Бармалей Ролан Антонович Быков в «Айболите-66» на замечание Айболита Ефремова Олега.
         – Вот! – кричал Бармалей, выкидывая напоказ перед доктором кучу всякого хлама.
         – А еще в чулане сколько!

Навыки ребенка жить в том мире, в который мы его привели, – бесценны. Вы ничего не сможете вбить ему в голову – он будет успешно защищаться от добра с кулаками.
Будьте внимательны и осторожны, особенно в запретах. Если взрослые что-нибудь запрещают, значит оно ценное, приятное и полезное – они хотят оставить это себе.
Мудрость и дальновидность пригодятся вам по умолчанию – беспрерывно.

Чтобы взлететь в небо, отталкиваются от земли. Глубину познают собой опустившись на дно.
Верьте своему ребенку и верьте в него, не предавайте его своими подозрениями и страхами.

Не ищите простых решений, в особенности основанных на силе, превосходстве и ваших больших возможностях.
Будущее всегда различимо, – в него играет ребенок.

Самая загадочная точка на оси добра и зла – нулевая, где нет ни добра, ни зла. Именно к ней часто стремится дезориентированный ребенок, отрабатывая самосохранение. А уж делать вид, что подземелья вовсе нет – преступление перед человеком. Смело населяйте архетипами все миры и не бойтесь их образов, позволяющих по форме понимать содержание. Но чаще – чем выше добро, тем низменнее зло, но тут пора нам запутаться в системе образов и понятий, оставим её ребенку – он разберётся.

Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

?

Log in

No account? Create an account