?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 119
   I. Жизнеобразующая энергия вселенной недоступна для опознания человеческими органами чувств, она существует за пределами их возможностей. Она защищена от антропогенных глупостей, а мы защищены ею от возможности вмешиваться и навязывать свою волю. Познавать ее по косвенным признакам удивительно и доставляет удовольствие, несравнимое ни с каким другим. Человеческая мудрость, составляя верхний этаж человеческой глупости, еще очень далеко отстоит от мудрости вселенской Любви, между ними – бездна, наполненная смутными догадками и разного рода и достоинства теологическими и теософскими рассуждениями и свидетельствами.
   Тем не менее, именно человек является самым универсальным и самым сверхчувствительным прибором, созданным Природой для осознания себя самой, для рефлексии, – если снизить рамку смыслов. Астрофизика дарит нам кучу подозрений и надежд, но опять не говорит ничего внятного, а нам так хочется.
  Если сигналы, принимаемые зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусовыми рецепторами, полагать за "сильные", то все остальные, включая неизвестные и неоткрытые, окажутся в такой классификации "слабыми". Слабые Сигналы вроде магнитных бурь, моды или рентгеновских излучений могут иметь самые большие последствия, но в восприятии человеком они остаются Слабыми Сигналами. Человеческое исключение для такой рамки составляют Слабые Сигналы, оседлавшие Сильные Сигналы и благополучно въехавшие на этих жилистых конях в наше восприятие мира и себя: музыка, поэзия, искусство как таковое.

   Изо всех видов человеческой деятельности самым богатым на Слабые Сигналы и скрытые смыслы оказывается Игра во всех ее проявлениях и ипостасях. Иногда Слабый Сигнал почтительно называют "сверхидеей", "лейтмотивом", "красной нитью" и т.п., вполне догадываясь, что Слабый Сигнал человек может и не воспринять, ограничиваясь сильным сюжетом, яркими образами и специально прописанной для умников строкой под названием "мораль сей басни".

   Пока уважаемые люди рассуждают о Физике Бога, мы с вами реально живем в ней, или живем в Физике, или живем в Боге. Это семантическая, а не сущностная или нравственная проблема, хотя в ней и заключен вопрос: должен ли младенец в утробе заниматься спектральным анализом ее содержимого.
   Нет, не должен. Но может, если его этот вопрос искренне заинтересует или вовсе превратится в смысл жизни, именуемый "познание". Другое дело, что никакой анализ, даже спектральный, не дает представления о самой Жизни: разменяв Слабые Сигналы на Сильные, мы ничего не узнаем, а лишь продолжим своё шаговое искательство по причудам Природы, не полагая, что главное – не в строении и материальном содержании, а в духе, который невидимо, неслышимо, не обоняемо и почти не осязаемо строит все сущее в нашем мире, включая самое сложное: то, что мы называем жизнью.

   Является ли дух физическим явлением – не мой вопрос, я лишь делюсь своими личными наблюдениями, догадками и подтверждениями. Думаю, что да, но за пределами человеческого (на сегодняшний день) познания.
   Конвертировать Слабые Сигналы ежемоментного творения жизни в доступные Сильные Сигналы, годные к изучению, для землян (пока?) не представляется возможным. Пирамиды, гигантские резонаторы в перуанских горах, дольмены, назначенные для этого, – дела глубокой древности,"отсталости", они подернуты пеплом старины, патиной непонимания и больше похожи на бесполезные развалины, чем на подсказки.

   "Кто решит эту (какую-то там) проблему, тот овладеет всем миром", – говорит Президент Одной Очень Большой страны на встрече с молодёжью. Это вполне можно отнести и к нашему разговору, который здесь течёт, но завоевателям и поработителям дана в утешение только матчасть, самое главное – дух – им неподвластен. Когда пройдут глупые времена великих полководцев, люди наверняка обернут свой взор внутрь себя, где как в капле отражен безбрежный океан вселенной со всеми ее сигналами, в первую очередь – духовными, формирующими дух и направляющими его к совершенству.

   II. Тому, кем владеет дух (не наоборот), напрочь не нужна гонка обогащения, завоевательский зуд и похоть власти. Эти люди живут другим, которое им дороже любых богатств и никак не сравнится с ними. Материальный человек всегда несчастен, духовный – всегда счастлив, даже в самые черные минуты своей жизни. Если полагать счастье целью жизни, то оно достигается технологически просто – переоценкой внутренних ценностей, их коррекцией к счастью. Если ты счастлив тем, что ты есть такой, как есть, каким хочешь быть, то это счастье длится долго и ничто не помешает ему длиться минимум всю жизнь. Можно заподозрить, что счастье организуется гармонической суммой Слабых Сигналов, но не буду в поисках преждевременных плодов удаляться от ствола и растекаться по ветвям.

   Для духовной жизни нет никаких препятствий, кроме самому себе искусственно устроенных, значит для счастья нет никаких препятствий. В войне тела с духом достаточно занять твердую позицию и не перебегать из команды в команду, и всё устроится, хоть так, хоть этак, но соискателям благости животной обещать счастье не стоит, – плоть ненасытна, ее дело – "иметь", а забота духа – "быть".
   Быть или иметь – это, собственно, весь "квесчен".

   III. Где-то в "Заметках" я уже разнёс взаимодействие с детьми на педагогику, учительство, воспитательство, преподавательство, наставничество и прочее. Вернемся к этому условному терминологическому разделению, чтобы лучше понять роль учителя.

   Педагог-детоводитель вводит в окрестный мир думающего и двигающегося, познающего и деятельного ребенка, способствует его адаптации и социализации. Преподаватель знакомит ребенка с системой доступных людям научных знаний, развивает черты и навыки, необходимые для успешности в социуме. Воспитатель научает его держаться в рамках дозволенного и не фонтанировать беспредельно собственной свободой. Наставник научит ремеслу, гувернант – культуре общения, и так далее. Но только учитель помогает ребенку разглядеть его собственную, неповторимую духовную основу, его предназначение как человека уникального, укрепиться в собственном пути познания себя и ощутить в себе Музыку Небесную, те Слабые Сигналы, которые захочется слышать всегда и везде, становясь союзником Бога в самосоздании, ребенок получает главное, всё остальное – наживное.

   Кажется, я в первый раз упомянул Бога в этом тексте, можно и вообще не упоминать. Называй жизнетворение и жизнетворчество, как хочешь - ему не убудет. Ничего, что при словах "духовный наставник" нам видятся люди в рясах или иной спецодежде, среди них есть и учителя, не суть. Пусть религия и физика сплетаются в одно целое, не отрицая друг друга, не заводя себе конкурентов и не доминируя как великий полководец. Человек, сообразный себе, всё выберет сам.

   IV. Коллективным учителем тропяных является тропяная группа, в которую входит и сам обучаемый, он становится самому себе учителем, воспитателем, наставником, педагогом и гувернером, а когда сам построишь себя – вряд ли кто сможет разрушить тебя извне. Слабые Сигналы (Музыка Небесная) на Тропе слышны очень хорошо – города далеко, а сами мы создаем минимум помех. По Музыке Небесной строй себя и свою жизнь, и будет тебе счастье. Всё включено. Исполнять Слабые Сигналы – то же самое, что их творить. Это не два разных процесса, но один. В таком соавторстве и рождается человек.
   Рождает Ся.

(2015-2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag