?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 98
   Рисуя упрощенную схему внутреннего мира ребенка, добавим туда, вслед за эталонами опоры, существенные уплотнения смыслов, на которые опирается личность, вздымая рычаги выполнения эталонов, стремления к ним. Опоры смотрятся как данность, не подверженная социальным умственным ветрам, как генетическая версия, заключенная в каждом единственном и неповторимом коде личности.
   В обиходе мы называем эти опоры свойствами и качествами характера, каждая из них – будто ось, на которую нанизываются поступки, целеполагание, мотивации, будто климат, формирующий иерархию эталонов, определяющий модели поведения и ценностные координаты.
   Эталон – ориентир, опора – почва, благодаря или вопреки которой личность движется к выполнению себя. Я не пользуюсь этой схемой, но употребляю её здесь от беспомощности – для полного и точного отражения внутренних событий обыденного языка мало, тем более в его письменном варианте.Обыденный язык сносно выражает анализ, может перечислить хаос, но синтез требует как минимум сочетанных средств выражения, а лучше – синтетических, где самые простейшие – песня, опера, кино, танец, всё то, что в сочетании даёт не сумму, а произведение, более высокое качество передачи смыслов. Вот видите, языка мне уже не хватает, такой текст надо петь, танцевать, рисовать и так далее – одновременно. С учетом этого экивока вернемся к опорам.

   Опоры выявляют себя ещё в утробе матери, а с момента рождения становятся визуально доступными и приносят нам обманчивое впечатление, что мы можем легко переделать их по нашим эталонам – какие у такой малявки могут быть основы или особенности характера? В ход идут все наши ошибки и слабости, глупости и подлости, начиная с "пустышки" и попыток засунуть ребенка в свои представления о нём.
   Мне хочется уберечь вас от попыток переиначить опоры, их можно только разрушить, нанеся личности тяжелейшую травму, которая разрушит личность, оставит ей только крайнее послушание или крайний протест.

   Тропа идёт иным путём, ничего не разрушая в человеке, но предлагая и помогая ему вырастить в себе недостающие опоры. Следует заметить, что внутренние опоры крайне редко конфликтуют между собой – они похожи на деревья, когда каждое тянется к солнышку своим путём и не ранит своими корнями корни других деревьев. Учебники педагогики рассказывают, как можно смонтировать такие деревья, но они вас обманывают: внутренние опоры можно только вырастить, или выкорчевать, или исказить хитроумной химией. Эти приключения начинаются для ребенка весьма рано, особенно для тех, кто находится как единица хранения в казенных заведениях и должен быть особенно удобен во множественном и надоедливом качестве своём. Непреднамеренное прокрустово ложе социума, равнодушное и случайное, бездумно уродует ребенка, в итоге уродуя себя, но не понимает этого. Лишь когда ребенок начинает говорить, в нём иногда подозревают будущего человека, но не человека настоящего. Всяческие табу, скрепы, ритуалы вынужденной верности сопровождают его всю жизнь, не только лишая его собственной личности, но и лишая нас этого неповторимого ребенка.

   Чтобы посеять и вырастить что-то, нужно зерно. Оно живое, никакие инженерные ухищрения его не создадут, благословенна душа, умеющая дать ребенку зерно его будущей опоры. Зерно прорастает, и росток крепнет, когда для этого есть благоприятные условия, эти условия и дает Тропа – реальная жизнь, а не кабинетные выволочки с целью коррекции поведения. Важно и то, что только сам ребенок может вырастить зерно опоры, беспорядочное внешнее вмешательство может только тормозить рост, но никто ничем не может стимулировать его, разве только созданием условий для самовоспитания и обеспечить зеркала для самокоррекции, причиной которой не может быть страх, от страха ничего не вырастает, здесь путь другой – почва, подземные воды – ствол – крона – солнышко. Принуждать ребенка под угрозой наказания быть таким, сяким или этаким – самая распространенная ошибка и самый надёжный тормоз для развития человека и человечества.
   Умные люди найдут тысячу нелепостей в моих рассуждениях, и я буду благодарен им за диалог, такой диалог я почитаю за честь и за счастье, но он – большая редкость, которую миражи общения не приносят. Я ною на эту тему всю жизнь, но серьезные люди не хотят беседовать с дураком и правильно делают – он может быть опасен для их убеждений и мировоззрений, научных подходов и отраслевых школ, для всего разъятого мира, где привычно из поколения в поколение мёрзнут и сохнут дети. Праздники общения с наукой нам устраивали немногие, среди которых замечательный Александр Суворов и его мудрый и чуткий куратор, отправлявший Ёжика к нам в командировки и понимающий глубже некуда мою сбивчивую детскую речь. Он прощает мне пустоты и непроходимые трехсосенные дебри тезауруса, простолюдинский моветон, солдатский юмор и безапелляционные заявления на всякие темы. Он видит главное и всегда самым золотым образом отличает жизнь от мертвечины. Не было бы его – не было бы у нас Ёжика Зоркое Сердце – первого Учёного на Тропе.
   Тут впору было бы спросить у самого Александра Васильевича Суворова об истории, становлении и содержании его внутренних опор, такое знание многое прояснило бы нам в этом разговоре, точно наградив терминами и эпитетами то, что мой внутренний Герасим пытается сообщить вашему внутреннему Му-Му, но условия содержания здесь не только не предусматривают, но и прямо запрещают какие-либо диалоги с внешним миром. Воспитание социальной слепоглухоты пенитенциарными учреждениями – отдельная тема, но она очень даже присутствует, обозначая свободу воли и ее экстремальную ответственность.
   Внутренние опоры общаются не только в пределах одной личности, они довольно быстро осваивают общение друг с другом, их резонанс порождает взаимное расположение и дружбу. Здесь прямой мостик к пониманию роли группы в становлении внутренних опор: достаточно к двоим прибавить третьего (назовем его Куратор), как опоры разных людей начинают согласовываться друг с другом в атмосфере всеобщего удовольствия, достижения которого я желаю всему социуму, включая детей. Не важно, как мы назовём Третьего – Куратором, Модератором или Продвинутым Конфликтологом, суть одна – им становится каждый в группе.
   Низкий поклон Вам, Куратор, без Вашего благосклонного внимания я не отважился бы написать ни слова этих "Заметок".


Источник видеоролика: РИА Новости

   Социальное наследование внутренних опор тормозило бы развитие человека, искажало бы его. Поэтому мне кажется важным мое подозрение, что опоры задает генетика, не социальная, а чистая генетика, социум может сотрудничать с ними, разрушать их вместе с личностью или не обращать на них внимания, что хуже разрушения. Не транслируйте ребенку свою волю, обойдитесь знаниями и любовью. Возможно, он тогда тоже заподозрит в вас человека, а это не только приятно, но и полезно. Будите мысль ребенка, но не навязывайте ему свои суждения. При этом он должен знать ваши суждения во всех нужных ему подробностях, но без элемента "делай как я". Отсутствие внутри ребенка искусственных ситуаций, созданных взрослыми, сделает вас ведомым – дать ребенку Вести Себя и составить ему компанию – единственный настоящий путь воспитания и образования.
   Там, где ребенок назначит вас вести – ведите смело, без оглядок на его самолюбие, во всём остальном – дружески сопровождайте его, оберегайте, помогайте, но – без фанатизма и без глупостей, вроде гипреопёки или её противоположности, включите чувство меры и не выключайте никогда – без него нет выбора, нет личности, нет жизни. Эйдосы эталонов существуют в ребенке давно, вы можете помогать им становиться Логосами, но не ковыряйте их мотыгой или микроскопом, они достойны жизни больше, чем бабочка на булавке.
   Остерегайтесь ждать или требовать от ребенка выполнения тех свершений, которых вожделели, но не смогли сделать сами. У него всё будет своё, уважайте его своё и не грузите его собственным несбывшимся. Из любви к вам он возьмет этот груз, но из-за разницы между вами не выполнит судьбы, которую вы желали себе. Ребенок – это не вы 2.0, а неповторимая новость, не умеете помочь – наслаждайтесь ею эстетически, это тоже помощь. Энтропические ливни предусматривают раскрытие взрослыми зонтика, изготовьте этот зонтик и отдайте ребенку, пусть учится открывать его вовремя и держать самостоятельно, стоятельно и я-тельно.
   Ребенок разбудит в вас вашу мудрость, это принесет вам чувство глубокого удовлетворения, и вы сможете использовать её в отношениях с ребенком.
   Во, как я размечтался, а надо бы понимать реальность и вести себя как дон Румата в Арканаре – терпеть и делать своё. От скромности не помру, у меня тут другие диагнозы.

   Впрочем, никакого героизма в этом нет, это работа, которую ты сам выбрал. Суворов стал зорким и чутким разведчиком на слепоглухой планете и добился ценнейших знаний, которые никто кроме него никогда бы не добыл. Ландшафт личности, который он многомерно изучил и отобразил, подсказывает нам, что у личности нет преград в осуществлении жизни и – более того, - что она сама себе тоже не преграда. Я считаю это великим для детей открытием, которое никто другой совершить бы не смог. Сам по себе идет Суворов, и путь его светел, темнота живет не в его глазах, а в наших душах. Глухота не в его ушах, ею страдают наши сердца. Спасибо тебе, Ёжик, не удивляйся, что я сподобился говорить о тебе красиво, здравствуй долго, нам некогда, пойдём дальше сами по себе, неся опору с собой, рассуждая о внутренних опорах Личности, рыцарем которой ты, несомненно, являешься.

   Вот узел на страховочной веревке, накинь его на карабин у себя на груди, все остальное ты сделаешь сам. Подросший, всегда надежный Пчёл правит твою опору, он опытный и мудрый в каждом своём движении в свои четырнадцать лет, а замыкают опору все по очереди. Явление Ёжика народу хорошо выстроило у ребят обновленную тобой систему ценностных координат, нам хорошо с тобой и по пути с тобой. Наш Куратор не шагает с нами, он сидит где-то у себя в кабинете и думает, думает до самоотречения, определяя и благословляя весь наш путь.
   - Вы – "ветерки"? – спросила меня одна почитательница творчества Владислава Крапивина, приехавшая к нам на Тропу.
   Я застеснялся, стушевался и пожал плечами. И да, и нет. Как ответить?
   - Как вам захочется, - сказал я.
   - Мне? – удивилась она.

(16.09.17)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “Александр Суворов” Tag


- Вы – «ветерки»? – спросила меня одна почитательница творчества Вячеслава Крапивина, приехавшая к нам на Тропу. Я застеснялся, стушевался и пожал плечами. И да, и нет. Как ответить?


...А дону невольному прототипу Первого Командора посмею напомнить: Крапивин – Владислав.

Edited at 2018-04-13 04:27 pm (UTC)