Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки до востребования. Отрывок 93
Юрий Устинов
2015-2017
Не редактировано. Не вычитано автором.

Искусственность и беспомощность «научного знания» я изучил за десять с половиной лет болезни моей мамы. Даже Сталин ее не вылечил. Не смог? Не захотел? А уж он-то всё знает и всё умеет. Или может. И никогда не ошибается. Если дядя Саша из шестого подъезда – враг народа – значит он враг народа. Разочаровываться в людях, в науках и в вождях – это ужасно. Когда Галка Щипунова в четвертом классе сказала, что Сталин теперь – враг народа, я на пару дней впал в транс от ужаса ею произнесенного и не мог говорить. Потом как-то жизнь закрутила, но уродливый шрам на этом месте – до сих пор.
«Жила бы страна родная, и нету других забот…» Они, странное дело, – есть и неплохо себя чувствуют. Но во всём, как я понял в 10 лет, нужно искать свой путь, свои решения, своё понимание проблем.
А уж педагогика – и не наука даже. Она – состояние, она – неотъемлемая часть культуры. Она – не ремесло и не сумма навыков, как картина – не сумма красок. Неповторимость каждого её мгновения делает пустым занятием писание и употребление методичек, инструкций по, учебников и всякого рода «дидактических материалов». Они нелепы, как стрелка-указатель на тему, что в этом месте в прошлом году была поймана рыба. Методички заставляют делать муляжи людей и событий и оперировать ими. Может, это и засуха в педагогике, а может и вообще такой климат. В научно-педагогических институтах – он точно нездоровый. Педагогика там такова, что в ней нечего делать ребенку. Живому ребенку нет места в педагогике. А замечательные, умнейшие, добрейшие учителя, которые изредка попадаются на пустынной ниве просвещения, делают своё дело не поверх научных знаний, а помимо них, вопреки им.

Та же беда – с родителями, которые вынужденно попадают в педагогический оборот, выполнив законы природы. Со всей этой принудительной педагогикой цвета детской неожиданности надо что-то делать. Например, образовывать не «специалиста», а человека, в котором всё прекрасно, особенно в театральном кружке. Ему нравится ставить школьные спектакли, где литература превращается в настоящую жизнь, игру, проникновение в образы Печорина и Муму и, как положено настоящей жизни, выстраивает отношения в классе и школе.
Образованный человек, находящийся в лоне культуры, может преподавать детям что угодно, дело остается за малым – за специальными знаниями по своему предмету, но это – мелочь.
Хуже, когда литературу заменяет литературоведение, музыку – музыковедение, а природу – природоведение. Введение в школу закоснелых познавательных путей «доказательной» науки – штука скучная, отворачивающая ребенка от познания мира, если его надо познавать таким издевательским способом – насильно и близко к тексту.

Родители, воспитатели, учителя – бегите бегом от педагогики как знания в сторону своего естественного содержания, которое вы совершенствуете с удовольствием, без направления на курсы повышения. В педагогике нет детей, не ищите их там, это не та капуста. Там рядами стоят кочаны очень скучных дядь и тёть, которые «знают, как надо», которые предложат вам знание ребенка в обмен на чувство ребенка, внутреннее понимание его.
А ребенку нужно не ваше педагогическое образование, а совсем другое, и вы пока догадываетесь – что.

Есть еще забавные люди психологи. «Психо» – это душа. Никто не знает, что такое душа, но они её ведают уже две тысячи лет. Подо всем этим проступают, улыбаясь, братья Стругацкие со своими НИИЧАВО, НИИКАВО и множеством подобного в «Сказке о Тройке», «Улитке на склоне», и не только. Конечно, я говорю о психологах, которые уже ничего не узнают и не ищут, они выглядят очень важно, всё про детей знают, наевшись объедками со стола трех великих две тысячи лет назад. Сомнение в знании – двигатель познания, но у них уже нет никаких сомнений.
Настоящие психологи наверняка где-нибудь есть, они умеют искать, сомневаться и снова искать – о чем же идет речь, когда мы говорим о душе?
Нет, я не выставляю напоказ язвы своей необразованности, не горжусь ими и не призываю закрыть всю науку или ее часть. Пусть спецы её смакуют и украшают терминологией, но – дайте остальным нормальным людям жить нормально вне законов науки, по законам природы.
Конфуция на вас нет.

Субнаучность средней школы воспитывает невежество.
«Золотой компас» – хороший фильм о том, о чём я здесь пишу. Освобождение от жёсткого гнета чехлов, которые всемирный Прокруст одевает на детей для того, чтобы сделать из них учеников, получающих знания, хочет покинуть каждый ребенок. Ведь те же знания, с лихвой, можно получить совсем не насильственным путем, минуя скуку и болезненность вынужденных положений.
Пора перестать превращать людей в воспроизводителей заученного, к вашим услугам – интерес ребенка к миру, в котором он живет, познает его по своим личным законам и потребностям познания, бескомпромиссно выбирая то, что ему нужно здесь и сейчас – не где-то и не когда-то.
Они не могут знать про запас или прозябать с отложенным интересом. Сломанные игрушки и неоткрытые книги тому свидетели.
Самое дикое, что можно придумать для познающего ребенка – расписание уроков.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник.

«Золотой компас» – хороший фильм о том, о чём я здесь пишу. Освобождение от жёсткого гнета чехлов, которые всемирный Прокруст одевает на детей для того, чтобы сделать из них учеников, получающих знания, хочет покинуть каждый ребенок. Ведь те же знания, с лихвой, можно получить совсем не насильственным путем, минуя скуку и болезненность вынужденных положений.

Тут дело немного в другом зачастую:

Ещё стоит вспомнить былинный кипеж, поднятый Ратцингером и Ко вокруг безобидной — по сравнению с первоисточником — экранизации первой части книжного цикла Филипа Пулмана «Тёмные начала». Вроде бы и мир фэнтезийно-параллельный, и прямых аллюзий между Магистериумом и РКЦ в фильме резко поубавили, но… Видимо, одно лишь допущение о том, что в погоне за заботой о душах паствы можно докатиться до явно избыточных методов, a-la «нет душ — нет проблем», показалось бывшему инквизитору в достаточной степени крамольным. Как итог — бойкотирование кинопоказа католичествующей частью аудитории привело к коммерческому провалу фильма и разорению в dev/null студии «Nev Line». Подробности крепчания маразма.

Даже некоторые католические священники писали полные негодования письма вышестоящим кардиналам с критикой действий папы, который не только не желал идти по стопам предшественника, но и регрессировал, что вызывало бурную критику, однако после отречения Бенедикта XVI многие мировые лидеры одобрили его деятельность.
(цитата, извините, с Лурка)

В конце концов, грань между "бабушка осенью зарезала котят, чтобы они зимой не простудились" и "иногда лучшим подарком другу является смерть" достаточно зыбка для того, что бы её было несложно потерять. Например, в погоне за прибылью, или в пылу охоты на ведьм...

...м-да. А жесть ведь.

Edited at 2018-04-01 11:48 am (UTC)

?

Log in

No account? Create an account