?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 49
   Да, множество дружественных друг другу, солидарных процессов, которым нужна только мелкая режиссура, небольшие побуждения. Эти процессы оптимизируют друг друга, являя собой общий процесс восстановления (становления) личности, такой "подход" и делает эффективной Тропу. В группе сильны индуктивные взаимовлияния, и она проецирует, индуцирует внутри себя недостающие компоненты личности, корректирует отклоняющиеся.
   Важно, что новые целевые установки, возникающие в личности, базируются не на страхе наказания, а на желании позитива, одобрения группы сверстников, а значительная часть изменений происходит просто из-за их целесообразности, из приспособления к жизни в условиях горного леса.
Мне всегда казалось на Тропе, что собственная роль воспитателя здесь очень мала, а его вмешательство почти ничтожно: всё происходит само по себе, и не потому, что "иначе – хуже", а потому, что "так – лучше". Человек на Тропе перестает бояться быть неправильным, выходит из этого парадоксального состояния и начинает сам с удовольствием "вести себя", причем, "стремление к позитиву" приносит гораздо лучшие плоды, чем "бегство от негатива".
   Видимо, это и есть обретаемое самостояние. В этот момент совсем капельку помогаем человеку в формировании уважения к себе самому. Это может быть небольшой проходной эпизод, реплика, вовремя отпущенная, одобряющий взгляд, ладонь на плечо.
   С ладонью на плечо (древний, как рукопожатие, знак признания друга) нельзя торопиться, но нельзя и опоздать. Разум, методика, расчет ничего в этом смысле не подскажут – профессия не гарантия от глупости, слушай сердце, слушай оба сердца и не ошибёшься. Будь собой – и не ошибешься. Дай другому быть собой, а не исполнять Твоё представление о нём – и не ошибёшься. Признать, что все люди разные -это же так просто. Признать, что принуждение к исполнению чужой воли неприемлемо – это же так просто. Пособничество становлению личности, группы – это же так просто. В этом нет никакой заумной науки, нет минных полей терминологии, всё пройдено и изучено миллиардами людей, живших и живущих на Земле.
   Женщина, не знающая премудростей гинекологии, родит ребенка точно так же, как дипломированная гинекологиня, отец, не сведущий в психологии, воспитает ребенка не меньше, чем весь из себя детский психолог. Есть природные процессы, познание которых не меняет их сущности. Есть множество профессий, которые были уделом узких специалистов, но стали достоянием каждого. Под словом же "воспитание" кого-то кем-то я понимаю дрессировку, для которой хватит элементарной зоопсихологии. Никто никого ни разу в этом мире не воспитал, лишь побудил к самовоспитанию. Тропа тоже – побуждает. Человек, обретя самостояние и самоопределение, самым естественным образом займется самовоспитанием, будет добывать победы себя над собой, будет искать союзников в борьбе с самим собой и вдруг найдет тебя, бредущего в поисках союзника в твоей борьбе с самим собой. Вот вам и дружба, которая зовется у нас "тропяной", она очень требовательна и очень сердечна.
   На круговой разбор дня идешь вечером к костру как в желанную баньку, где группа тебя "попарит", а ты можешь вдруг окатить ее "душем Шарко". Найти интерес в работе над собой, увлечься ею, это ли не радость? Найти союзников и помощников в этом труде над собой – это ли не счастье?
   Почему же твоя совесть должна сызмальства находиться в другом человеке, который беспрестанно от тебя что-то требует? Возьми свою совесть себе, там места хватит. Там еще поместится и честь, и многие другие атрибуты личности – у каждого свой список.

   Если в общем круге кто-то выставляет вперед и вверх большой палец, это значит: "Говорите обо мне только плохое, – я хочу стать лучше". "Хорошего обо мне – ни слова!". Выслушивая про себя всё, такой человек никогда не возражает, только благодарит, поэтому растет ответственность за слова у говорящего их. Самая теплая благодарность будет высказана тому, кто заметил и выделил для работы самые неприглядные черты, которые у тебя есть. Он не "обличает" тебя и не хочет никакого наказания для тебя – он любит тебя и старается помочь тебе. Дай ему свои полкружки чая, он охрип, пока выговаривал про тебя всякие гадости. Ему это было трудно, ты видел. Вот, правильно. Так и стойте в обнимку сколько вам надо.
   Бывало, круговой уже закончился, а он все сидит со своим большим пальцем, не услышав ни от кого ничего плохого. Грустный такой.

  Но, кроме как на разборе, никто никогда не выскажет тебе ничего критического, будет только подбадривать и благодарить. Для критики есть время и место – вне работы, вне текущей жизнедеятельности, вне твоих попыток жизнетворчества: разбор, люди вокруг костра и лишь чрезвычайное событие может приостановить жизнь и собрать вокруг себя общий круг. Этот круг в любой момент может собрать каждый, если считает событие чрезвычайным, достойным немедленного обсуждения.
   Есть "обидочный пенёк", на котором можно обижаться и дуться в одиночку, но он всегда пустует, ему доверяют себя меньше, чем группе.
   Никто никого ни в чем не подозревает, "презумпция невиновности" действует у нас абсолютно. Чтобы слыть плохим человеком, надо очень хорошо доказать, что ты плохой. Но и здесь ты рискуешь: три человека или пять человек могут взять твою вину на себя и будут наказаны вместо тебя, а ты останешься "весь в белом". Сначала ты подумаешь "вот дураки, с ума сошли что ли?". Но уже минут через сорок поймешь, что нет хуже наказания, чем несостоявшееся или незаслуженное.
   Правда, взять на себя вину за анонимное зло группа не дает, у тропяного альтруизма есть свои разумные границы, которые группа сообща защищает.

   Интонация тропяных диалогов, как и сама интонация Тропы, рождается из взаимной сердечности, обходительности, предупредительности, желания не нанести другому душевную травму, бережного отношения к взаимной человечности, которую мы знаем по деятельности "Детского Ордена Милосердия"и крестным отцом которой является А.В. Суворов. Можно сказать, что впервые приезжающие на Тропу ребята разукрашены шрамами от перенесенных травм, а то и не зарастающими ранами, порог чувствительности у них резко завышен – они рикошетно травмируют других, привычно обороняясь, не снимая масок агрессии, злобы или смирения и растерянности. Группа относится к ним с пониманием, лечит, помогает вернуться в человеческий облик. Каждый понимающий в группе подставится чтобы прервать цепочку зла, он примет зло на себя, но не передаст его следующему. "Как в электричестве, – сказал Таик. - Для добра я как проводник, а для зла – изолятор".

   Если тебе прямо здесь и сейчас надо побыть одному и кто-то этого не понял, – подними вверх указательный палец, и ты будешь один. Уединение – гигиена души, Тропа уважает уединение и гигиену.
   Суворов совершенно справедливо заметил, что в призыве "Уважай чужое одиночество" я имел в виду уединение. Но и одиночество достойно своего грустного уважения. Фазиль Искандер сказал очень давно: "Одиночество – это не красивый необитаемый остров, а пыльный темный угол, зря и некстати снятый человеком у жизни" (цитирую по памяти).

   Всё, о чем я рассказываю здесь как о серьезных вещах, не совершается с каменными лицами академической важности, а несет в себе дух Игры. Играя в человека и в группу, мы становимся человеком и группой. В ролике "Союз несушимый" Игру видно во всём ее первозданном буйстве, в темпе и ритме, подсказанными горным ручьём, играются и образы, и социальные роли, и положения, вполне заметен там и наш Гамлет. Как-то мы проводили экспресс-опрос в одной школе на тему профориентации.



   Все называли самые разные профессии, десятилетний Женька на вопрос "кем ты будешь, когда вырастешь?" вдруг сказал:
    – Гамлетом.
    – Кем? – не понял я.
    – Гамлетом. Ну… Гамлета хочу сыграть.
   В июне следующего лета наш Гамлет уже осваивал Тропу и, копая "слонопотамку", приговаривал "О, бедный Йорик!".
   В "Несушимых" Гамлет носится по ручью весь в перьях папоротника и разыгрывает кучу маленьких сцен, в которых бушуют большие страсти.

   Игра – это часто примерка на себя того, чего ты не имеешь, но мог бы. Это возможность быть другим в поисках себя. Это упоение музыкой небесной, которая чисто и полно звучит в тебе и твоих друзьях и творит тебя и мир вместе с тобой и с миром.
   Ничего серьезного невозможно сделать всерьёз. Серьезность неустойчива и капризна, её настоящее имя – неуверенность.
   Особенно серьезны те, кто выполняет чужие инструкции и защищает не собою писанные законы. Серьезность – это депривация, отчуждение. Защита несостоятельности. Кроме того, это ужасно скучно. На похоронах – понятно, а в повседневной жизни – зачем? Самые глупые глупости всегда делаются с самым серьезным лицом. Тропа – хохочет, с причинами и без. Смех без причины – звук здорового мужчины.
  Но я никогда не слышал, чтобы Тропа гоготала утробным смехом. Ее смех лёгок, светел и переливчат. На него слетаются птицы и стрекозы.
   Заразительнее всех смеялся Славик Баранов, наш граф Козлэ-дэ-Баранэ, ставший впоследствии киноактером, гением озвучки и дубляжа. Славика уже нет в живых, но я слышу его смех и улыбаюсь ему. Мне нравилось работать с ним в паре на тропяном "манеже", который – вся Тропа.
   – Дяденька, у вас есть плюгавчики?
   – Нету. Только выдропудра в рулонах.
   – Нет, дяденька. Плюгавчики ничто не заменит. Они нужны на декоративных вырубках!
   – Для маскировки?
   – Нет, для приманивания мокропупелей!
    – Попробуйте жужарики, семь динаров кило.
   – Беру три кило! Засыпайте! (Подставляет крохотный часовой карманчик на шортах).
   В таких моментальных импровизациях мы жили. Видеокамер тогда не было, все экспромты были только здесь и сейчас, но слова и выражения из них иногда жили долго и доставались по наследству новым поколениям Тропы.
   Группа со всем её укладом жизни точно наследовалась приходящими поколениями, отбирая себе для грядущего самое нужное, самое лучшее, что можно взять в прошлом. Классику.
   На веревке, однако, на страховке, на аварийных работах шутить было не принято, но даже на авралах работали с улыбкой.
   Под впечатлением этих несерьёзностей, побывав на Тропе, Володя Ланцберг написал "Весенщину" и предложил мне придумать мелодию. Мелодия родилась сразу.



   "Расцвелипы проросливы вселесучья.
    Залистважничали высунулиству.
    Медвежадины, волчайники лисучьи
    Просыпадали в балденьхмельнаяву.
Стрекозавры, черепащерицы,
По дубовникам своим
Босикомыелетащатся
Всё порхаханьки бы им…
(…)
   Тропа – это цирк, театр, балаган, фейерверк.

(2015-2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag



Если в общем круге кто-то выставляет вперед и вверх большой палец, это значит: «Говорите обо мне только плохое, – я хочу стать лучше.» «Хорошего обо мне – ни слова!» Выслушивая про себя всё, такой человек никогда не возражает, только благодарит, поэтому растет ответственность за слова у говорящего их. Самая теплая благодарность будет высказана тому, кто заметил и выделил для работы самые неприглядные черты, которые у тебя есть. Он не «обличает» тебя и не хочет никакого наказания для тебя – он любит тебя и старается помочь тебе. Дай ему свои полкружки чая, он охрип, пока выговаривал про тебя всякие гадости. Ему это было трудно, ты видел. Вот, правильно. Так и стойте в обнимку сколько вам надо.
Бывало, круговой уже закончился, а он все сидит со своим большим пальцем, не услышав ни от кого ничего плохого. Грустный такой.


И чем больше читаю, тем больше укрепляюсь в мысли о (пускай и с оговорками) допустимости сравнения Тропы и имиджборд. Премноже прочих, пожалуй, Доброчана с его чаетредами.

Под впечатлением этих несерьёзностей, побывав на Тропе, Володя Ланцберг написал «Весенщину» и предложил мне придумать мелодию. Мелодия родилась сразу.
«Расцвелипы проросливы вселесучья.
Залистважничали высунулиству.
Медвежадины, волчайники лисучьи
Просыпадали в балденьхмельнаяву.
Стрекозавры, черепащерицы,
По дубовникам своим
Босикомыелетащатся
Всё порхаханьки бы им…
(…)
Тропа – это цирк, театр, балаган, фейерверк.


...карнавал...

Edited at 2018-03-31 03:37 pm (UTC)