?

Log in

No account? Create an account

Tropa
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 37
 
   Цветок, растущий в горшке на подоконнике, не имеющий диплома об окончании психологического факультета и не учившийся в академии человековедения безошибочно определяет людей в своей комнате и по-разному реагирует на них.
   Безошибочно – потому, что не кончал академии и не имеет диплома. Способы познания даны ему природой, он свободен от страха ошибки, он не знает, что он самый глупый и несносный из всех цветков, который вечно путается под ногами и делает всё не так.
   Человек вряд ли примитивнее цветка, но его знания, которые были даны природой от рождения, атрофированы "образованием" и "воспитанием", вместо личного уникального знания у него есть набор догм, запретов и регламентов. Он занимается примерно тем же, чем занимался Кай в гостях у Снежной Королевы, а впереди его ждет еще бо́льшая несвобода от известного.Чтобы "Быть" достаточно знания природного, чтобы "Иметь" – нужно обладать "научным" знанием, нивелированным и унифицированным, осознанным как единственно верное. Куда в таком колючем ледяном лабиринте прятаться живому ребенку-творцу – неизвестно. Уходить в себя? Но там уже поселилась куча оценщиков всего по пятибалльной системе. Есть нынче и венец бесчувственного образования, называется БАБЭ ЕГЭ. Нос в потолок врос, а коса на улице, да такая, что не объехать.

   Есть множество атрофий в ребенке, которые требуют реанимации, а то и компенсации, пересадки, протезирования. Ты видел протез совести или не отторгаемую пересаженную честь?
Образование и воспитание железной кувалдой идут по нему, отбивая и калеча то, что принято считать в нем дуростью от природы, формируя пустой сосуд или полый бурдюк, в который всякая взрослота насует своих "знаний".

   Тропа давала развиваться природным знаниям ребенка, человека, не отвергая наук и дисциплин, но – в союзе с природой, а не с АПН, которой никогда до нас не было дела. Они рассматривали нас как чей-то пикничок на обочине их столбовой дороги к знаниям. Для сильных и умных мира сего мы были гадким утенком на их птичьем дворе, так полетим же дальше, крылья наши окрепли в поисках своей стаи.

   Цветок с подоконника не улетает в поисках своей стаи, он мудр и больше связан с Солнцем, чем с верховным советом, риксдагом или парламентом. Победить цветок невозможно, только уничтожить. Даже лавируя и меняя форму стебля в нагромождении социальных и политических препятствий он остается самим собой. Так же и Тропа. Она уничтожена теми, кто не смог её подчинить.
   Покорённой природы не бывает, это сплетня. Бывает только убитая природа.

   Добавить к природным дарам существа возможность их совершенствования, образования новых внутренних богатств – нормальная задача. Всё-таки академики от педагогики назвали нас "педагогикой развития в единой социо-культуро-природной среде". Слово развитие здесь очень точно. Не воспитание кем-то, не образование кого-то, а развитие.
   Никакой красочный учебник про жизнь муравьев не заменит одной двадцатиминутной прогулки в лес и к муравейнику, а собака знает про человека больше, чем он сам.

  "В единой социокультуро-природной среде". Она едина лишь тогда, когда не возведены всякие искусственные ситуации, когда она природосообразна, естественна. Планета сильно перегружена, но она еще пригодна для естественного развития человечества. Стрекоз пока еще больше, чем вертолетов. Если занести культуру и природу в Красную книгу, можно что-то успеть. Человечество проваливает все экзамены, начиная с XX века. Я пишу эти строчки под оглушительную попсу из динамика.
   Надо что-то делать, наконец. Поверхностно-потребительское отношение к Планете постыдно. Ты рубишь дерево своего сына, загрязняешь реку своего внука, замусорил море своего правнука, – так надо говорить, своё – оно ближе к телу. Абстрактные призывы по поводу хорошего отношения к Планете мало кто услышит. Только угроза жаренного петуха с острым клювом или обещание выгоды может подвинуть вперед какое-то дело. Кнут и пряник. Серп и молот. Смерть и голод.

(2015-2017)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag