?

Log in

No account? Create an account

FM
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки до востребования. Отрывок 28
   Детские рисунки делает гениальными отсутствие художественного опыта. Отсутствие опыта для ребенка оборачивается огромными количествами возможностей, а сам опыт – коллекцией невозможностей. Такой опыт производит на свет существо ограниченное, вполне удобное для тех, кто узурпировал власть устанавливать порядки и прописывать регламенты, мировоззрения и место в жизни. По сути, его превращают в беспомощного старичка, оставляя только те знания, которые полезны для его использования как исполнителя. В школьном образовании, помню, быстро заглохла ветвь, в которой дети сами выводили теоремы, а не только доказывали их. Страх каждой и пятой власти, что ребенок изменит мир, больше подсознательна, чем осознана, но она присутствует во всем, начиная с первых материнских азов воспитания и кончая самой узкой специализацией высокого профессионала с ученым званием.
Однако ограничивать ребенка в познании может только сама природа. Все остальные ограничения искусственны. Они имеют смысл только для получения удобного социуму существа, но человечеству вряд ли полезны.
   Образование в человеческом понимании – самый большой и надежный тормоз развития человечества.

   Мы учим ребенка не жизни, а нашим представлениям о ней, опираясь на которые, он должен строить свою жизнь. Мы вбиваем ему, что дважды два – всегда четыре, забыв сказать, что речь идет исключительно об арифметике. В жизни всё намного интереснее, чем в представлениях о ней. "Ты мыслишь как ребенок" – высочайший комплимент любому мыслителю.

   Я предложил бы критически присмотреться к таким понятиям и смыслам, как "образование" и "воспитание", определив заслуженное высокое место в этих рядах тому, что называется "развитие".
   Совершенно согласен с идеей Александра Васильевича Суворова об изначальной гениальности, одаренности каждого человека. Я согласен с ним не умозрительно, а совершенно практически, поняв, что жизнь образуемого и воспитуемого ребенка состоит из невосполнимых потерь. В том числе из потери того, что люди зовут гениальностью, одаренностью, креативностью, творчеством.
   Социум очень боится творцов, ему нужны исполнители.
   Самосоздавшаяся детская группа кардинально отличается от социума, в котором имеет место, уже тем, что продолжает активный ежемоментный поиск себя путем множественных рефлексий и постоянным изменением к лучшему.

   К лучшему – если находится в естественной природной среде, ситуации. Все искусственные построения, среди которых мы живем, искажают нас, лишают реальности нашей собственной природы. Так многоэтажная архитектура молча плющит человека, превращая в букашку и так горы возвеличивают человека, способного покорить и познать любую высоту и массу горы.

   Выдающиеся жители Земли, поднявшие дух человеческий на новые высоты и зажигавшие свет на темных путях науки и в лабиринтах культуры, были, скорее всего, самообразованными и самовоспитанными.
   Иметь право быть собой, а не копировать других – важная часть реализации прав человека, в том числе ребенка. Казалось бы, что разговор об антисоциальных компонентах человека – отдельный, но это не так. Как правило, антисоциальное поведение – всего лишь вид протестного поведения и поменяв этому поведению знак, мы будем вполне довольны таким нашим новым товарищем и другом, а он продолжит развиваться при нашей поддержке, без давящего душу одиночества. Антисоциальное – нецелесообразно в природе, которая лечит любую нецелесообразность. Здоровый, сообразный природе социум, развиваясь, сам борется со своими болезнями и недомоганиями, без хирургии и аллопатии.
   Помогла ли Гитлеру восходить во власти европейская фобия окоммунистичивания Испании? "Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…".
   Германские крестьяне, вполне, пившие пиво, могли напрячься и коммуницировать за пивной кружкой на вполне разные темы. На всякий случай, прямо в кузове грузовика, положили Федерико Гарсиа Лорку, – он был не за тех или этих, значит был против всех. Кто не с вами – тот против вас? Как тогда быть, если ни истина, ни мудрость не подлежат завоеванию? Они не покоряемы в принципе и не убиваемы в отличие от их носителей. А носителям них нафиг не нужно господство. Они вообще не знают, что они несут, их путь изнутри – лишь движение к истине, но не она сама.
   Завоевывать ребенка, бегущего к истине или блуждающего в ее поисках – нехорошо, непорядочно. Накормите его, помажьте его ссадины живительным нектаром, но не надо стреноживать его. Даже в целях безопасности. Поиск истины безопасным не бывает.

   И отпустите его дальше, дав ему в дорогу, в его единственную среди других дорогу свою душу, такую невесомую и такую необъятную.

   Или нарисуйте ему барашка, если он просит. Мало ли что может понадобиться в дороге.

(2015-2016)
© Юрий Устинов

Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник: za-togo-parnya.livejournal.com

Posts from This Journal by “заметки до востребования” Tag


Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.
Правители не могут
Убить своих наследников, но каждый
Стремится исковеркать их судьбу:
В ребенке с детства зреет узурпатор,
Который должен быть
Заране укрощен.
Смысл воспитания:
Самозащита взрослых от детей.
Поэтому за рангом палачей
Идет ученый комитет
Компрачикосов,
Искусных в производстве
Обеззараженных
Кастрированных граждан.