FM
za_togo_parnya za_togo_parnya
Previous Entry Поделиться Next Entry
Записки до востребования. Отрывок 37
Юрий Устинов
2015-2017
Не редактировано. Не вычитано автором.

Невостребованные способности и возможности делают человека одиноким и у такого одиночества очень горький привкус.
Но – не лги, что тебе интересно его творчество, что его торт для тебя – самый вкусный, если это не так. Ты рискуешь сделать его вдвойне одиноким, или убить человека.

Раскрыть человеческие таланты всегда легко в игре, она раскрепощает творческие начала во всех диапазонах. Это не значит, что, едва познакомившись, надо спешить сесть за стол чтобы «забить козла». Я имею в виду другую Игру, игровое (не игривое) поведение, которое легко дается людям и на которое никак не способно мурло – оно будет давить, придавливать, отжимать и тискать, – оно не умеет играть в принципе.

Теперь поймём, что каждый ребенок приходит в мир со своим тортом, своим единственным и неповторимым внутренним миром и очень хочет поделиться с ними. Тут и начинается одиночество каждого человека – самое жгучее и горькое. На него самого мы обратили внимание, а на его мир, который принесён нам – нет.
Мы охотно восхищаемся самим ребенком, но редко обозначаем свой интерес к его внутреннему миру, к образам и чувствам, к его творчеству, то есть – к его деятельности в качестве творца.
Стоит догадываться, что в художественном творчестве ребенок будет говорить с нами языком символов, надо научиться их читать, ощущать через них его мир. Вряд ли он поймет вас, если вы станете говорить ему, что море он нарисовал лучше Айвазовского, а его лепная ваза из пластилина достойна Эрмитажа. Он говорит вам не о стоимости своих творений, а об их смысле, об открытии мира, а не о качественном его запечатлении для потомков. Мир еще не разъят, в нем нет границ между фактами и артефактами, попробуйте окунуться в неразъятый мир ребенка и вы будете поражены впечатлениями, вернувшими вас в детство, уже полузабытое, полустертое протестующим против него подростковым периодом. Свежесть, первозданность, изначальность детского мира покорят вас, если вы нуждаетесь в покорении, или научат многому потерянному и растраченному, если вы умеете учиться.
Не идите к ребенку с мерками взрослого искусства, тем более с прейскурантом (прайс-листом) на «изделия», Ребенок ещё не знает торговых отношений с миром и любое искусство существует для него в своём первозданном значении.

Через все аспекты своего самовыражения ребенок расскажет вам сполна о своем физиологическом, психологическом, психическом состоянии, нужно только хотеть это читать. Некоторых смущает проблема «многоканальности» такой информации и они сосредотачиваются, пытаясь одновременно воспринимать всё, но терпят крах в этой попытке.
Секрет заключается в том, что для того, чтобы воспринимать всё, надо не сосредоточиться, а рассредоточиться, не напрягаться, а расслабиться, равноудалиться от всех информационных входов, и – дело пойдёт. Тот, кто сосредоточен – воспринимает что-то одно, тот, кто медитирует – воспринимает всё. Уже через несколько секунд вы почувствуете и поймете, что вы включены в ребенка, чувствуете его через призму своей личности и не боитесь что-то пропустить или потерять, – ребенок устремлён в вас единым потоком всех своих проявлений и вы, странно сказать, именно сейчас понимаете его.
Что же произошло? Вы заменили восприятие разъятого мира на восприятие целого, чем приблизились к ребенку, еще не отягощенному такой червоточиной. Вы вернули целостность мира и себе и ребенку, и вот вам награда – понимание и взаимопонимание. Осталось только вместе с чадом прыгать весело и быстро от общего к частному и обратно, но такое параллельное восприятие общего и частного – тоже преференция неразъятого мира, ибо в разъятом нет общего.

Знакомая картина: ребенок заинтересовался чем-то, но мать спешит, отрывает его от объекта интереса несет/ведет/тянет за руку дальше. Так формируются самые устойчивые неврозы, но – главное – начинается разъятие мира, деление его на то, что тебе дали познать и на то, что не дали. Ты, твой интерес, твое знание находится в руках другого человека, который спешит и/или раздражен, ему не нужно твое очередное ничтожное приключение и ты привыкаешь к тому, что для познания мира тебе определяют время и место другие, но не ты сам. Вот тебе твои кубики с картинками, вот твоя школа, вот твой вуз. И не тяни руки и глаза куда ни попадя, на это нет времени. Правда, на картинках нет того червячка на паутинке, в школе нет предмета о полетах на осенних паутинках, а в вузе вообще гельминты не летают.
Тебя опять ограбили, малыш.
«И стало пусто-пусто
На маленьком островке…»

Виноваты ли взрослые? Конечно Да.
Они не только отобрали у тебя ещё одно из твоих Рождений, твоих Рождеств. Они ничего не знают и о Младенце Христе, о Мальчике Христе потому, что они всегда спешили, потому, что им не было это интересно.

Детство Богов неизведано и огромно. Кроме того, оно похоже на детство людей. Не о каждом рождении возвестят астрологи – волхвы, но каждого поведет его звезда, другое дело – куда. Это уже зависит и от нас с вами.

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account